Новости
Русская власть, как дрессировщик — и плетку, и конфетку показывает, - Айдер Муждабаев На сегодняшний день оккупированный Крым является главным фетишем Кремля, поэтому все, кто хочет жить в России и... 23.09.2017
Учения "Запад-2017" заставили волноваться белорусов Вместо военной мощи российские военнослужащие во время учений "Запад-2017" в Беларуси пугали население тем, что были... 23.09.2017
На сегодня санкции – это, пожалуй, единственный инструмент, который влияет на Путина, - экс-посол Украины в США Санкции в отношении России - единственный инструмент, влияющий на президента РФ Владимира Путина.
23.09.2017
Курт Волкер рассказал о том, как прекратить войну на Донбассе Спецпредставитель США в Украине Курт Волкер считает, что заставить Россию прекратить войну на Донбассе можно... 23.09.2017
Курс биткоина 23 сентября повышается Курс Bitcoin 23 сентября на двух основных по объему торгов биржах по сравнению с пятницей незначительно вырос. 23.09.2017
Захарченко не удержит свой пост, даже несмотря на благосклонность Суркова, - Информационное сопротивление Кумовство с помощником президента РФ Владиславом Сурковым не гарантирует главарю боевиков ДНР Александру Захарченко... 23.09.2017
Норвежские археологи нашли настоящую лодку викингов Археологи обнаружили погребальную лодку викингов под рыночной площадью в норвежском городе Тронхейм. 23.09.2017
На черном рынке курс доллара 23 сентября пошел на спад На неофициальном наличном валютном рынке курс доллара снизился по сравнению с пятницей 22 сентября и составил 26,26... 23.09.2017
Ученые выяснили новые подробности о мозге первых людей Новое исследование показывает, что мозг у неандертальцев развивался медленнее, чем у современных людей. 23.09.2017
Синдром Рапунцель: В Англии девочка-подросток умерла от чрезвычайно редкого заболевания Подросток умирает от синдрома Рапунцель: почему люди едят свои волосы?
22.09.2017






Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34061.246+0.473
Серебро445.659+0.211
Платина24502.037-1.178
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.3952626.262
EUR31.6930.931.411
RUB0.460.3230.456
$/баррельИзм., %Дата
BRENT56.86+0.8Sep
WTI50.6600+0.2171Nov
GAS OIL541.5000+0.0462Oct
Украинский бизнес / №47(284) 06 ДЕКАБРЯ 2010
Вратарь морских ворот    Печатная версия    в избранное
ТОП-200 / ТРАНСПОРТ
Сокращение доходов из-за падения перевалки металла госпредприятие «Одесский морской торговый порт» намерено компенсировать за счет иных грузов и новых видов портовых услуг

Одесский морской торговый порт (ОМТП) — крупнейший в Украине. О том, как чувствуют себя «морские ворота» по итогам кризиса, какие перспективы у транспортной системы страны, а также о том, готовы ли украинские портовики к международной конкуренции, «Эксперту» рассказал начальник порта Николай Павлюк.

— Какой год из последних трех стал для предприятия наиболее сложным?

— В 2008-м Одесский порт перевалил 34,5 миллиона тонн грузов — это наибольший показатель за весь период работы с момента основания госпредприятия. Уже в 2009-м перевалка грузов сократилась до 28 миллионов тонн. В нынешнем году мы ожидаем 25 миллионов тонн. Идет реальное уменьшение объемов. Так что именно этот год является наиболее сложным.

— Объемы перевалки грузов в порту служат хорошим показателем состояния украинской экономики. По какой группе грузов объемы перевалки были самыми низкими в кризис?

— Украинской металлургии по-прежнему нелегко, объемы экспорта продолжают падать. Например, в январе-октябре 2010-го объемы перегрузки металла уменьшились на 1,3 миллиона тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Влияние кризиса мы ощутили в 2009-м, когда падение объемов перевалки контейнеров составило более 55 процентов.

Однако я не стал бы списывать всё на кризис. Так, в 2010 году объем переработки зерновых грузов сократился примерно вдвое. Это связано с тем, что с начала «зернового сезона» Государственная таможенная служба Украины стала проводить непонятные мероприятия по сверке заявленного в документах качества зерновых с фактическим. А с октября введены квоты на экспорт, условия получения которых не были четко сформулированы. И основные трейдеры, переваливавшие зерно у нас, до сих пор не получили квот. На несколько месяцев перевалка зерновых замерла. Считаете, в данной ситуации виноват кризис?

— Может ли порт как-то компенсировать потери от снижения объемов перегрузки просевшей в кризис продукции за счет иных грузов?

— Мы пытаемся это сделать. В частности, уменьшение перевалки металлопродукции и зерновых грузов частично компенсируется увеличением перевалки сахара-сырца и контейнеров. Снижение объемов перевалки казахстанской нефти компенсировалось за счет нефти из Венесуэлы, которая транзитом через наш порт направлялась в Беларусь, и импортной азербайджанской нефти (см. «Круговорот в трубах»). В этом году мы перевалим более 800 тысяч тонн.

Кроме того, ищем дополнительные источники — в нынешнем году мы начали обработку судов РО-РО (с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. — «Эксперт») на новом причале №36. Уже перегружено 3,5 тысячи единиц автотранспорта. Предоставляем услуги по стаффированию (заполнению грузом) и расстаффированию контейнеров и другие, связанные с их обработкой, услуги. Активно развиваем обслуживание круизных судов. Надеемся, что всё это даст нам возможность удержать доход предприятия на уровне прошлого года.

— Но ведь в Украине есть только одна черноморская круизная компания «Укрферри». О каком доходе можно говорить при таком слаборазвитом рынке?

— «Укрферри» — грузопассажирская компания. Конечно, особой погоды порту она не делает. Мы сотрудничаем также с иностранными компаниями: английскими, испанскими, немецкими и другими. В 2010-м порт обслужил на 13 круизных судов и на 27 тысяч туристов больше, чем в 2009-м (в прошлом году в порт зашло 58 иностранных круизных судов. — «Эксперт»). Здесь нам, правда, Кабинет министров помог — в конце 2009-го были утверждены скидки на портовые сборы для таких судов (вместо десяти процентов введена скидка от 20%. — «Эксперт»). Кстати, мы успели обрасти довольно широкими связями в этой среде. А одна из американских компаний изъявила желание построить в портах Ялты и Севастополя пассажирские терминалы, чтобы усилить интерес круизных фирм к нашей стране. Ведь сегодня только Одесса фактически готова к их приему.

Вероломная дружба с государством

— Как госпредприятие вы сильно привязаны в принятии решений к профильным ведомствам. В сложный период это играет вам на руку?

— Мы не можем оперативно реагировать на происходящие изменения, как например, частные стивидорные компании. За десять месяцев этого года у нас упали объемы перегрузки руды, до 1496,9 тысячи тонн (минус 460,5 тыс. тонн к показателям 2009 года. — «Эксперт»). Груз ушел на специализированные частные стивидорные комплексы, предложившие более выгодные условия. Наш порт просил скидку для перевалки транзитной нефти и нефтепродуктов на 2010-й. Но Минтранс дал ее только недавно, в итоге транзит казахстанской нефти за десять месяцев нынешнего года по отношению к январю-октябрю 2009-го уменьшился на миллион тонн. Решение вопроса со скидкой позволит частично вернуть этот грузопоток, но не в следующем году, так как все договоры на 2011-й либо уже подписаны, либо будут вот-вот заключены.

— В 2004 году у морских портов были отобраны функции лоцманской проводки в пользу госпредприятия «Дельта-лоцман». Стало удобнее работать?

«Oсновные трейдеры, переваливавшие зерно у нас, до сих пор не получили квот. На несколько месяцев перевалка зерновых замерла»

— В международной практике нигде нет такой монопольной структуры, которая объединяла бы все лоцманские службы. Специфика каждого порта требует специальных знаний. Ранее работавшие у нас лоцманы могли более уверенно и грамотно ставить суда. Но не скажу, что сейчас всё плохо: мы тесно сотрудничаем с «Дельта-лоцманом», но только потому, что пришли к взаимопониманию с руководством этого предприятия. Однако в любой момент система может выйти из строя, ведь всё основано на хороших отношениях.

— Привязка портовых сборов к курсу доллара помогает ОМТП?

— Несущественно. Ведь у нас основные взаиморасчеты с клиентурой осуществляются в долларах или евро. Поэтому мы почти не почувствовали скачка обменного курса.

— В прошлом году Министерство транспорта и связи инициировало пересмотр договоров о совместной деятельности между портами и частными компаниями (см. «Перепортачили», «Эксперт» №33 (224) от 31 августа 2009 года). Одесский порт, пожалуй, единственный, сумевший отстоять своих партнеров. Как вам удалось это сделать?

— Признаюсь, мы еле отбились. Меня чуть не лишили должности, но вовремя сняли того министра (Иосифа Винского. — «Эксперт»). И я остался, и совместная деятельность у порта тоже осталась. Хотя на самом деле с юридической точки зрения разорвать наши договоры со стивидорными компаниями очень сложно. Мы научены горьким опытом, все договоры у нас выверены до буквы — не подкопаешься. У нас как-то была история, когда министр транспорта (Николай Рудьковский. — «Эксперт») настаивал на пересмотре договоров совместной деятельности. Делом тогда занималась прокуратура, она подала в суд, но дело проиграла.

Инвесторы и конкуренты

— Сколько средств инвестировано в порт за последние пять лет? Насколько эффективным оказалось вложение денег?

— За последние пять лет в развитие порта было вложено 2176 миллионов гривен, в том числе 914 миллионов — нашими партнерами. За девять месяцев 2010 года — 563 миллиона гривен, из них партнерами — 129 миллионов. Основные объекты инвестиций — контейнерный терминал на базе причала №42, пятая и шестая очереди транспортной эстакады, причал №35 для судов РО-РО, «Сухой порт», зерноперегрузочный комплекс Olimpex Coupe Int. и модернизация перевалочного комплекса для растительных масел.

— Как продвигается ваш совместный проект со стивидорной компанией «Гамбург Порт Консалтинг Украина» по строительству контейнерного терминала на Карантинном молу? Сколько средств собираетесь инвестировать в строительство?

— Проект строительства был утвержден в конце 2009-го и к 2012 году порт будет способен принимать суда-контейнеровозы вместимостью до восьми тысяч TEU (эквивалент контейнера длиной 20 футов. — «Эксперт»). Это самые крупные суда, которые могут зайти в Черное море! Инвестиции составят около 400 миллионов долларов. Половину вкладываем мы, остальное — инвестор. Строительство уже идет. Это победа! Порт четыре года боролся за проект. Именно столько понадобилось чиновникам, чтобы его согласовать. Бред какой-то! Ведь это жизненно важно не только для нас, но и для страны.

Только таможня за счет проведения досмотра контейнеров сможет перечислять в бюджет около десяти миллиардов гривен в год. Заработают на этом железная дорога и экспедиторы. Я уже не говорю о налоговых отчислениях. А без этого терминала мы обречены на постепенное сокращение объемов перевалки, от нас будут уходить клиенты.

— Насколько ощутима конкуренция между портами черноморского региона?

— Весьма ощутима. В сентябре 2010 года приняты необходимые изменения в законодательстве для реализации в Украине процедуры трансшипмента контейнеров, когда груз идет транзитом через порт в другие страны с перегрузкой с судна на судно, введены специальные тарифы. С сентября нынешнего года впервые в Украине стали принимать и отгружать контейнеры по процедуре «трансшипмент». За два месяца через терминал прошло 1840 TEU. Трансшипмент — сейчас основной бизнес Констанцы (Румыния), но мы всерьез намерены составить им конкуренцию.

А вот России мы проигрываем, ведь у нее демпинговая политика. Она снизила тарифы, и все грузы, которые идут в РФ, обрабатываются только в российских портах. За последний год мы «подарили» им 400 тысяч тонн металла! Это примерно пять-семь процентов его перевалки.

Серьезными темпами развивается портовая инфраструктура Грузии и Румынии. У нас пока нет единой стратегии того, в каком направлении двигаться дальше. Мне кажется, мы оказались в какой-то непонятной стихии.

— Вопросами демпинга в данном случае должен заниматься, в частности, Минтранссвязи. Но портам ведь никто не запрещает подавать собственное видение своего развития…

— А мы постоянно и подаем, только никто на это не смотрит. В профильных департаментах всё время идут кадровые перестановки… Не получается консолидировать силы. Вот поэтому Украина так болезненно отреагировала на кризис. Самый главный наш кризис — отсутствие видения того, как страна должна развиваться.

Нашей стране сам Бог дал такие возможности: можно, не вкладывая огромных средств, а просто создав умную и гибкую политику, много зарабатывать на транзите и наполнять половину бюджета страны.

Киев—Одесса



Автор: Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице



   карта сайта
Публикации
ICО- как инвесторы зарабатывают тысячи процентов прибыли за несколько месяцев 05.09.2017
DDOS-атаки и вымогательство: в Украине поймали киберпреступников 01.09.2017

Новости компаний
Ремонт деталей с помощью полимеров Полимерные материалы широко используются для ремонта и технического обслуживания деталей и механизмов в различных... 22.09.2017
Преимущества и популярность светодиодных ламп в интернет-магазине 5watt.ua Лампы накаливания становятся своеобразным атавизмом безвозвратно минувших времен. Их минусы нынче стали существенно... 20.09.2017
Искусство создания флаконов Внешняя оболочка должна соответствовать внутреннему наполнению. Лучшие ароматы, которые будоражат сознание, навевают... 13.09.2017
Обмен в Приват 24 денег на Биткоин на лучших условиях Совершить покупку виртуальных денег Биткоин за гривны в Приват24 можно на сайте обменников валют. Заглянув в Интернет,... 12.09.2017
Итальянская мебель - подчеркнет хороший вкус обладателя 30.08.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #47(284) 06 ДЕКАБРЯ
Главное
Много налогов, мало инвестиций
Тема недели
Он есть или его нет?
ТОП-200 / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА
Украинский бизнес
Темный квадрат
ТОП-200 / МЕТАЛЛУРГИЯ
Победитель с подмоченной репутацией
ТОП-200 / ПОБЕДИТЕЛЬ
Генералы бизнеса
TOП-200 / ГЕНЕРАЛЫ БИЗНЕСА
Второй связной
ТОП-200 / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
Вратарь морских ворот
ТОП-200 / ТРАНСПОРТ
Уважаемая старость
ТОП-200 / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
Антикризисная пена
ТОП-200 / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
А на него равнялись…
ТОП-200 / ИСТОРИЯ НЕУСПЕХА
Команда «перестраиваться!»
ТОП-200 / РИТЕЙЛ
Кризис как удобрение
ТОП-200 / ЗЕРНОТОРГОВЛЯ
Экономика и финансы
Надежда промышленных гигантов
TOП-200 / БАНКИ
Рейтинги
Рейтинг слабой экономики
ТОП-200 / РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ НЕФИНАНСОВОГО СЕКТОРА






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте