Новости
В РФ похвастались результатами советской лунной программы В мае 1973 года аппарат прекратил свою работу. Он остался на Луне и находится там в районе моря Ясности. Масса... 16.01.2018
Пять украинцев заболели корью в Польше По данным Государственной санитарной инспекции в Оструде, в регионе в течение десяти лет не было случаев кори. 16.01.2018
Украинская экономика может серьезно пострадать из-за "криптовалютной лихорадки" Украина в пятерке самых уязвимых стран 16.01.2018
Энтузиасты помогли астрономам обнаружить около 200 экзопланет Обычные люди с помощью специальных алгоритмов обнаружили 213 новых планет за пределами Солнечной системы. 16.01.2018
Черный рынок замирает: Банкиры рассказали, чего ждать от курса доллара в ближайшее время Казначеи боятся прогнозировать укрепление гривни, не понимая объемов отложенных продаж

16.01.2018
Американцы начали разработку нового ядерного оружия Министерство обороны США разрабатывает две новые единицы стратегического ядерного вооружения. 16.01.2018
В Украину идут сильные снегопады Укргидрометцентр предупреждает: в этот четверг, 18 января, грядет серьезное осложнение погодных условий. Речь идет об... 16.01.2018
Сталелитейный завод превратил белый снег в черный в Казахстане (ВИДЕО) В Темиртау, промышленном центре Казахстана, выпал черный снег. Местные жители полагают, что во всем виноват... 16.01.2018
Россияне перестали доверять банкам и живут в эпохе «накопления валюты под матрасом» Зачистка банковского сектора, которая за три года унесла жизни более 300 банков, обернулась горьким опытом для... 16.01.2018
Глобальное потепление сделает миллионы людей климатическими беженцами Через 25 лет из-за глобального потепления десятки миллионов людей окажутся под угрозой. Причиной станут природные... 16.01.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото38259.244+0.586
Серебро494.935+1.308
Платина28310.555+1.129
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.00027.37528.568
EUR33.77533.35535.073
RUB0.5200.3480.507
$/баррельИзм., %Дата
BRENT69.45-1.15Jan
WTI63.9400-1.3763Feb
GAS OIL614.7500-0.6507Feb
Украинский бизнес / №50 (99) 25 ДЕКАБРЯ 2006
Чтобы горел хорошо    Печатная версия    в избранное
НЕФТЕПРОДУКТЫ
Низкое качество украинских нефтепродуктов бьет по прибылям и репутации нефтяников, кошелькам автомобилистов и экологии. Исправить эту ситуацию помогут разработка и внедрение новых стандартов качества

Правительство с 1 января 2007 года вводит универсальную формулу расчета индикативных цен на топливо. Отправной точкой в определении цены послужат биржевые котировки нефти согласно данным международного агентства Platt’s. Формула будет учитывать приемлемый уровень рентабельности трейдеров. Пока это вся доступная информация о новых принципах ценообразования. Новая методика расчета цены, если она найдет поддержку у нефтяников и правительства, станет эффективным рычагом воздействия на рынок. В этом случае государство сможет направить свои усилия на борьбу не за низкую цену, а за высокое качество топлива.

Хватит бодяжить

До сих пор, регулируя цены на бензины и дизтопливо, Кабмин действовал преимущественно методами ручного регулирования. Однако практика прямых договоренностей с основными игроками рынка нефтепродуктов себя не оправдала. Меморандумы между правительством и нефтяниками, устанавливающие предельный уровень цен, в полном объеме не выполняются. Такие договоренности не имеют под собой юридического основания: правительство исключительно административными методами может заставить кого-либо их выполнять. В основном они выражаются в учащенных проверках компетентными органами конкретных сетей автозаправочных станций, в том числе расследованиях Антимонопольного комитета в отношении ограничения конкуренции на локальных рынках.

Трейдеры в таком случае, как правило, отвечают либо приостановкой торговли топливом, что приводит к возникновению его дефицита, либо производством и продажей «бодяги». Бензины смешивают с другими компонентами или водой, снижая при этом его качество. В результате на каждом литре чистого бензина трейдер зарабатывает больше, хотя продает нефтепродукты по регламентированным ценам. Это явление в последнее время приобрело массовый характер. Компании, работающие с сетями АЗС по франчайзингу (например, «ТНК-ВР Украина»), не успевают уследить за всеми своими трейдерами. Проблема качества горюче-смазочных материалов актуальна для миллионов украинцев, а потому продажа «бодяги» — проблема государственного масштаба. В правительстве этоуже понимают.

Резкое снижение цен на нефтепродукты, начавшееся после подписания в августе 2006 года Меморандума о партнерстве между Кабинетом министров и нефтяниками, негативно отразилось на качестве топлива. «Необоснованное понижение цен привело к тому, что некоторые трейдеры стали разводить бензин, хотя они должны продавать на заправках сертифицированный продукт, произведенный на неф-теперерабатывающем заводе», — объяснил директор по качеству ЗАО «Гефест» (владелец сети АЗС в Донецкой области) Александр Титов. Для изготовления «бодяги» применяются компоненты топлива, которые можно украсть или купить на нефтеперерабатывающем заводе. Появление некачественного топлива на АЗС связано в первую очередь с отсутствием надлежащего госконтроля над качеством горючего на этапе реализации потребителю.

Инициатива снизу

Бездействие профильного государственного ведомства — Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — заставило участников рынка самим искать выход из ситуации. Некачественное топливо стало подрывать доверие потребителей к крупным брендам АЗС, таким как ТНК, «ЛУКойл», «Укртатнафта», сводя на нет усилия этих компаний по завоеванию своего потребителя. Координировать меры по борьбе с фальсифицированным топливом будет Национальное агентство контроля качества нефтепродуктов, инициатором создания которого выступила компания «ТНК-ВР Украина».

«Компания готова поддержать работу этого агентства даже деньгами, если у государства на это нет средств», — заявил гендиректор «ТНК-ВР Коммерс» Феликс Лунев.

Создать агентство предлагают на общественных началах, формировать его бюджет будут все заинтересованные участники рынка нефтепродуктов, включая государство. Эту инициативу поддержали и другие ведущие операторы рынка. «Проблема качества топлива не нова для Украины, но решается она очень медленно», — говорит глава представительства литовского НПЗ Mazeikiu nafta Игорь Майстренко.

Главная задача агентства — разработка собственных предложений по ужесточению контроля над качеством нефтепродуктов на законодательном уровне. Эта структура станет консультационным центром при правительстве, который фактически будет формулировать запрос участников рынка на появление тех или иных изменений правил игры на законодательном уровне.

Задача контроля качества вскрыла еще более серьезную проблему — отсутствие стандартов качества топлива в Украине. Парадокс украинского рынка нефтепродуктов заключается в том, что в пределах одного стандарта на заправках могут свободно продаваться различные марки высокооктанового бензина: А-95, А-95-премиум, А-95-супер, А-95-евро. Часто под маркой бензина А-95-евро продают обычный 95-й, который изготовлен на украинских заводах, но его цена значительно выше, чем действующая на рынке. Импортеры топлива также не могут предоставить гарантий того, что ввозимое топливо отвечает всем европейским стандартам. Кроме того, на рынке достаточно много контрабандного бензина, который вообще не проходит никаких проверок.

Нужны стандарты

Для проверки качества нефтепродуктов нужны критерии его оценки. Внедрение новых технологий в Украине тормозится из-за отсутствия стандартов качества бензина и дизельного топлива. Качество горючего в Украине регламентируют принятые еще в 2001 году технические условия, соответствующие нормам, усредненным между Евро-1 и Евро-2. Между тем страны, входящие в Евросоюз, уже в 2008 году планируют внедрять стандарт Евро-5. В результате наши НПЗ производят некачественное горючее — с более высокими, чем в европейских странах, показателями бензола, ароматических углеводородов, серы. Это оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Свыше 80% вредных выбросов в атмосферу больших городов приходится на автомобильный транспорт.

Особенно активно «бодяжничают» в глубинке, подальше от областных центров. Именно там шансы того, что в бак автомобиля зальют разбавленный бензин, очень велики. Этому не помешает даже известная торговая марка, под которой продается такое топливо. «Бодяга» портит двигатель — одну из самых ценных установок машины. Однако права автомобилистов никак не защищены, хотя 42-я статья Конституции Украины говорит, что «государство защищает права потребителей, контролирует качество и безопасность продукции и всех видов услуг и работ». В нашей стране также есть закон о защите прав потребителей, нормы которого очень трудно применить на практике. Без участия государства даже таким крупным компаниям, как «ТНК-ВР Украина» или «ЛУКойл-Украина», прибегающим к услугам джобберов, не справиться с проблемой контроля качествареализуемого топлива. В Украине до сих пор действует временная инструкция по контролю качества нефтепродуктов, изданная еще в 1984 году в системе Госнефтепродукта СССР. Временная инструкция стала постоянной: за двадцать лет почти полностью изменилась законодательная и нормативная база нефтеперерабатывающей отрасли Украины, но контроль качества остался на прежнем низком уровне. «Все заводы бывшего Союза были в первую очередь ориентированы на производство мазута для нужд электроэнергетики. Никто не заботился о качестве автомобильного топлива», — говорит президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов.

Основная претензия нефтяников — несоответствие масштабов проблемы тем санкциям, которые можно применять к нарушителям. Например, любая нефтяная компания, изготавливающая горючее, которое затем реализуется в джобберской сети АЗС, за установленный факт продажи нестандартного топлива на заправке может предъявить штрафные санкции всего лишь на пятьсот гривен. А выгода от продажи фальсифицированного горючего многократно превышает эту сумму. Отсутствие надлежащего контроля со стороны государства приводит к тому, что на большинстве нефтебаз смешивают бензины, используя в качестве прикрытия заводские сертификаты на топливо.

Такие компании, как «ЛУКойл-Украина» и «ТНК-ВР Украина», для защиты своих брендов создали собственные системы сквозного контроля качества, включая мобильные лаборатории. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы полностью искоренить присутствие фальсифицированного топлива на рынке. Производители предлагают позаимствовать опыт западных стран, использующих революционные технологии маркировки нефтепродуктов, что фиксируется специальными приборами. Положительный опыт их применения уже имеется в США, Великобритании, Италии, Германии, Норвегии и других странах. В резервуары с нефтепродуктами добавляется небольшой объем особой жидкости, синтезированной по новейшей технологии. Внедрение такого ноухау в Украине позволит исключить коррупцию проверяющих, но при условии, что координировать контроль будет независимый орган, каким должно статьНациональное агентство контроля качества нефтепродуктов.

Льготы не нужны

В октябре украинское правительство объявило о поэтапном переходе на европейские стандарты качества. Подписанный летом Меморандум между правительством и нефтяниками предусматривает создание современных систем управления качеством нефтепродуктов и постепенный переход на европейские стандарты. В планах — с января 2008 года задействовать государственные стандарты на моторное топливо, соответствующие нормам Евро-3, а с 2010 года — стандарт Евро-4. Однако есть все предпосылки для введения этих стандартов раньше обозначенных сроков. «В институте МАСМА уже разработаны проекты государственных стандартов на бензин и дизтопливо, отвечающие требованиям Евро-3 и Евро-4. Сейчас проекты проходят согласование в министерствах и ведомствах, и примерно через полгода они могут вступить в действие», — сообщил «Эксперту» заведующий лабораторией процессов нефтепереработки УкрНИИ нефтеперерабатывающей отрасли МАСМА Богдан Кочирко.

До конца года правительство также планирует ввести новый технический регламент, ограничивающий использование моторных топлив с характеристиками, не удовлетворяющими требованиям Евро-2. В Украине практически будут введены нормы, соответствующие европейскому стандарту. Реализация этого регламента станет важным стимулом для повышения качества горючего, изготовляемого на наших заводах. Однако, сделав два шага вперед, правительство делает один назад. Например, сегодня существует норма о необходимости выпуска дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,2%. При этом три из шести украинских НПЗ — Дрогобычский, Надвирнянский и Херсонский — выпускают дизель с содержанием серы более 0,6%. Это право им дает специальное правительственное разрешение, которое заводы выбили во время прошлогоднего топливного кризиса в период посевной. Не исключено, что действие такого разрешения будет продлено и на 2007 год, поскольку требование правительства о строительстве установок гидроочистки (инвестиции — около 100 млн долларов) эти заводы так и не выполнили.

Предоставляемые преференции вредят всей отрасли, так как некоторые заводы получают право производить некачественные нефтепродукты, продавая их по такой же цене, как и качественный товар, и при этом не тратить средства на модернизацию своих производств. «Производство экологически чистых нефтепродуктов требует более высоких затрат. Мы не можем конкурировать с теми, кто не вкладывает средства в нефтепереработку, но продает свой товар по тем же ценам, что и «ЛУКойл». Чтобы уравнять возможности участников рынка, нужно либо предоставить льготы тем, кто производит качественный товар, либо ввести санкции против тех, кто этого не делает», — считает Вагит Алекперов.

Стимулом к повышению качества станет система налогов в виде дифференцированных акцизов, налогов и сборов. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В декабре президент Украины подписал закон, согласно которому с 1 января 2007 года вводятся дифференцированные ставки акцизного сбора в зависимости от содержания серы в дизельном топливе. Если содержание серы в дизеле превышает 0,2%, то ставка акциза вырастет с 30 до 45 евро за тонну. Заводы поставлены перед выбором: выпускать дизель с низким содержанием серы или платить высокие налоги.

В ожидании прорыва

Почти все нефтеперерабатывающие заводы давно разработали программы модернизации своих производств, однако выполнять их не спешат. «В результате сегодня только один Лисичанский НПЗ способен выпускать топливо европейского качества. Остальные заводы просто не в состоянии производить качественное горючее. На бумаге задекларирована полная модернизация Херсонского НПЗ, а также заводов ”НПК-Галичина“ и “Нефтехимик Прикарпатья”, но они не выполняются. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы нужно отстраивать фактически с нуля. Например, в России, где НПЗ оборудованы примерно так же, как и украинские, модернизация означает не что иное, как закрытие старых и открытие новых производств, предполагающих стопроцентную глубину переработки нефти», — говорит генеральный директор «Укрнефтехимпереработки» Владимир Емелин. Этим путем должны идти и владельцы украинских нефтеперерабатывающих предприятий. Глубина переработки нефти (количество полезных продуктов, которые можно получить из одной тонны сырой нефти) едва переваливает за 70%, тогда как в ведущих странах этот показатель приближается к 100%.

Разработка и внедрение современных стандартов качества, стимулирование ввоза нового оборудования для НПЗ, а также рыночное регулирование рынка нефтепродуктов способны его оздоровить. Высокое качество бензинов позволит максимально использовать огромные нефтеперерабатывающие мощности, которыми обладает Украина. Заводы, загруженные сегодня меньше чем наполовину, могут стать крупными экспортерами нефтепродуктов в Европу. Удобное географическое расположение нашей страны, наличие многочисленных морских портов только способствуют этому.



Автор: Наталка Прудка

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице



   карта сайта
Публикации
Украинские суды стали инструментом расправы. Сомнительное дело Карпенко 21.12.2017
Власть и оппозиция: рейдерский тандем на Днепропетровщине 30.11.2017

Новости компаний
Автономные вода, тепло и энергия – от профессионалов Инженерно-геологическая компания «Акватория» – известный на рынке Киевской области оператор по проектированию, бурению,... 26.12.2017
10 самых уродливых балконов Киева Балкон считается гордостью хозяев квартиры – ведь это помещение можно превратить в дополнительную комнату. В крайнем... 26.12.2017
Вязаные кофты для женщин - модные изделия от Наталка Вязаный трикотаж не теряет своей актуальности и ценности который сезон подряд, а особенно зимой. Ведь выглядеть стильно... 21.12.2017
45 лет неисчерпаемой энергии белоцерковских шинников – от прошлого к настоящему В начале шестидесятых годов ХХ века государственная комиссия СССР выбирала место для сооружения комбината шин и... 20.12.2017
Выбираем детские сапоги Выбирать обувь для ребенка на зимний сезон бывает мучительно сложно. Помимо широкого ассортимента и ценового разброса,... 15.12.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX







Главная Реклама на сайте RSS Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте