Новости
В Канаде женщине после родов ампутировали руки и ноги Канадка Линдси Хабби заразилась плотоядными бактериями сразу после родов 19.10.2017
Суд арестовал виновницу смертельного ДТП в Харькове Внефракционный нардеп Борислав Береза опубликовал выдержку из протокола, в котором указаны все предыдущие... 19.10.2017
Волшебные снимки осени в Киеве становятся новый трендом в соцсетях (ФОТО) Киевляне во всю фотографируют сказочные осенние пейзажи и выкладывают эти снимки в Instagram. 19.10.2017
В Украине запускается первый mobile-bank Также компания огласила свои тарифы и для наглядности сравнила их с предложениями других банков 19.10.2017
Мадрид угрожает отменить самоуправление в Каталонии Глава Каталонии Карлес Пучдемон в ответ заявил, что если статья будет задействована, то регион однозначно объявит о... 19.10.2017
Tesla не признает свою вину в задержке производства Model 3 Компания Tesla, главой которой является Илон Маск, недавно обнародовала шокирующую новость о срыве планов выпуска... 19.10.2017
Восстание машин стало реальным: ИИ от Google может создавать программное обеспечение, лучше чем люди Проект AutoML («автоматизированное машинное обучение»), в ходе которого нейросети разрабатываются искусственным... 19.10.2017
Автогигант Aston Martin выпустил новую супермашину Бренд Aston Martin представил обновленный роскошный кабриолет DB11 Volante, который дополнил линейку автомобилей класса... 19.10.2017
Жена Ступки считает, что ведущие, разговаривающие на украинском языке выглядят нелепо Украинская модель, телеведущая, ди-джей и жена актера Дмитрия Ступки Полина Логунова резко высказалась о языковых... 19.10.2017
Курс биткоина 19 октября пошел вверх Курс Bitcoin 19 октября на двух основных по объему торгов биржах по сравнению со средой вырос. 19.10.2017






Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33829.882-0.576
Серебро447.912-1.155
Платина24522.832-2.017
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.926.45526.425
EUR31.69530.67531.047
RUB0.470.3280.461
$/баррельИзм., %Дата
BRENT57.42-1.26Oct
WTI51.3900-1.2648Nov
GAS OIL527.2500-1.0906Nov
Украинский бизнес / №50 (99) 25 ДЕКАБРЯ 2006
Чтобы горел хорошо    Печатная версия    в избранное
НЕФТЕПРОДУКТЫ
Низкое качество украинских нефтепродуктов бьет по прибылям и репутации нефтяников, кошелькам автомобилистов и экологии. Исправить эту ситуацию помогут разработка и внедрение новых стандартов качества

Правительство с 1 января 2007 года вводит универсальную формулу расчета индикативных цен на топливо. Отправной точкой в определении цены послужат биржевые котировки нефти согласно данным международного агентства Platt’s. Формула будет учитывать приемлемый уровень рентабельности трейдеров. Пока это вся доступная информация о новых принципах ценообразования. Новая методика расчета цены, если она найдет поддержку у нефтяников и правительства, станет эффективным рычагом воздействия на рынок. В этом случае государство сможет направить свои усилия на борьбу не за низкую цену, а за высокое качество топлива.

Хватит бодяжить

До сих пор, регулируя цены на бензины и дизтопливо, Кабмин действовал преимущественно методами ручного регулирования. Однако практика прямых договоренностей с основными игроками рынка нефтепродуктов себя не оправдала. Меморандумы между правительством и нефтяниками, устанавливающие предельный уровень цен, в полном объеме не выполняются. Такие договоренности не имеют под собой юридического основания: правительство исключительно административными методами может заставить кого-либо их выполнять. В основном они выражаются в учащенных проверках компетентными органами конкретных сетей автозаправочных станций, в том числе расследованиях Антимонопольного комитета в отношении ограничения конкуренции на локальных рынках.

Трейдеры в таком случае, как правило, отвечают либо приостановкой торговли топливом, что приводит к возникновению его дефицита, либо производством и продажей «бодяги». Бензины смешивают с другими компонентами или водой, снижая при этом его качество. В результате на каждом литре чистого бензина трейдер зарабатывает больше, хотя продает нефтепродукты по регламентированным ценам. Это явление в последнее время приобрело массовый характер. Компании, работающие с сетями АЗС по франчайзингу (например, «ТНК-ВР Украина»), не успевают уследить за всеми своими трейдерами. Проблема качества горюче-смазочных материалов актуальна для миллионов украинцев, а потому продажа «бодяги» — проблема государственного масштаба. В правительстве этоуже понимают.

Резкое снижение цен на нефтепродукты, начавшееся после подписания в августе 2006 года Меморандума о партнерстве между Кабинетом министров и нефтяниками, негативно отразилось на качестве топлива. «Необоснованное понижение цен привело к тому, что некоторые трейдеры стали разводить бензин, хотя они должны продавать на заправках сертифицированный продукт, произведенный на неф-теперерабатывающем заводе», — объяснил директор по качеству ЗАО «Гефест» (владелец сети АЗС в Донецкой области) Александр Титов. Для изготовления «бодяги» применяются компоненты топлива, которые можно украсть или купить на нефтеперерабатывающем заводе. Появление некачественного топлива на АЗС связано в первую очередь с отсутствием надлежащего госконтроля над качеством горючего на этапе реализации потребителю.

Инициатива снизу

Бездействие профильного государственного ведомства — Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — заставило участников рынка самим искать выход из ситуации. Некачественное топливо стало подрывать доверие потребителей к крупным брендам АЗС, таким как ТНК, «ЛУКойл», «Укртатнафта», сводя на нет усилия этих компаний по завоеванию своего потребителя. Координировать меры по борьбе с фальсифицированным топливом будет Национальное агентство контроля качества нефтепродуктов, инициатором создания которого выступила компания «ТНК-ВР Украина».

«Компания готова поддержать работу этого агентства даже деньгами, если у государства на это нет средств», — заявил гендиректор «ТНК-ВР Коммерс» Феликс Лунев.

Создать агентство предлагают на общественных началах, формировать его бюджет будут все заинтересованные участники рынка нефтепродуктов, включая государство. Эту инициативу поддержали и другие ведущие операторы рынка. «Проблема качества топлива не нова для Украины, но решается она очень медленно», — говорит глава представительства литовского НПЗ Mazeikiu nafta Игорь Майстренко.

Главная задача агентства — разработка собственных предложений по ужесточению контроля над качеством нефтепродуктов на законодательном уровне. Эта структура станет консультационным центром при правительстве, который фактически будет формулировать запрос участников рынка на появление тех или иных изменений правил игры на законодательном уровне.

Задача контроля качества вскрыла еще более серьезную проблему — отсутствие стандартов качества топлива в Украине. Парадокс украинского рынка нефтепродуктов заключается в том, что в пределах одного стандарта на заправках могут свободно продаваться различные марки высокооктанового бензина: А-95, А-95-премиум, А-95-супер, А-95-евро. Часто под маркой бензина А-95-евро продают обычный 95-й, который изготовлен на украинских заводах, но его цена значительно выше, чем действующая на рынке. Импортеры топлива также не могут предоставить гарантий того, что ввозимое топливо отвечает всем европейским стандартам. Кроме того, на рынке достаточно много контрабандного бензина, который вообще не проходит никаких проверок.

Нужны стандарты

Для проверки качества нефтепродуктов нужны критерии его оценки. Внедрение новых технологий в Украине тормозится из-за отсутствия стандартов качества бензина и дизельного топлива. Качество горючего в Украине регламентируют принятые еще в 2001 году технические условия, соответствующие нормам, усредненным между Евро-1 и Евро-2. Между тем страны, входящие в Евросоюз, уже в 2008 году планируют внедрять стандарт Евро-5. В результате наши НПЗ производят некачественное горючее — с более высокими, чем в европейских странах, показателями бензола, ароматических углеводородов, серы. Это оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Свыше 80% вредных выбросов в атмосферу больших городов приходится на автомобильный транспорт.

Особенно активно «бодяжничают» в глубинке, подальше от областных центров. Именно там шансы того, что в бак автомобиля зальют разбавленный бензин, очень велики. Этому не помешает даже известная торговая марка, под которой продается такое топливо. «Бодяга» портит двигатель — одну из самых ценных установок машины. Однако права автомобилистов никак не защищены, хотя 42-я статья Конституции Украины говорит, что «государство защищает права потребителей, контролирует качество и безопасность продукции и всех видов услуг и работ». В нашей стране также есть закон о защите прав потребителей, нормы которого очень трудно применить на практике. Без участия государства даже таким крупным компаниям, как «ТНК-ВР Украина» или «ЛУКойл-Украина», прибегающим к услугам джобберов, не справиться с проблемой контроля качествареализуемого топлива. В Украине до сих пор действует временная инструкция по контролю качества нефтепродуктов, изданная еще в 1984 году в системе Госнефтепродукта СССР. Временная инструкция стала постоянной: за двадцать лет почти полностью изменилась законодательная и нормативная база нефтеперерабатывающей отрасли Украины, но контроль качества остался на прежнем низком уровне. «Все заводы бывшего Союза были в первую очередь ориентированы на производство мазута для нужд электроэнергетики. Никто не заботился о качестве автомобильного топлива», — говорит президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов.

Основная претензия нефтяников — несоответствие масштабов проблемы тем санкциям, которые можно применять к нарушителям. Например, любая нефтяная компания, изготавливающая горючее, которое затем реализуется в джобберской сети АЗС, за установленный факт продажи нестандартного топлива на заправке может предъявить штрафные санкции всего лишь на пятьсот гривен. А выгода от продажи фальсифицированного горючего многократно превышает эту сумму. Отсутствие надлежащего контроля со стороны государства приводит к тому, что на большинстве нефтебаз смешивают бензины, используя в качестве прикрытия заводские сертификаты на топливо.

Такие компании, как «ЛУКойл-Украина» и «ТНК-ВР Украина», для защиты своих брендов создали собственные системы сквозного контроля качества, включая мобильные лаборатории. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы полностью искоренить присутствие фальсифицированного топлива на рынке. Производители предлагают позаимствовать опыт западных стран, использующих революционные технологии маркировки нефтепродуктов, что фиксируется специальными приборами. Положительный опыт их применения уже имеется в США, Великобритании, Италии, Германии, Норвегии и других странах. В резервуары с нефтепродуктами добавляется небольшой объем особой жидкости, синтезированной по новейшей технологии. Внедрение такого ноухау в Украине позволит исключить коррупцию проверяющих, но при условии, что координировать контроль будет независимый орган, каким должно статьНациональное агентство контроля качества нефтепродуктов.

Льготы не нужны

В октябре украинское правительство объявило о поэтапном переходе на европейские стандарты качества. Подписанный летом Меморандум между правительством и нефтяниками предусматривает создание современных систем управления качеством нефтепродуктов и постепенный переход на европейские стандарты. В планах — с января 2008 года задействовать государственные стандарты на моторное топливо, соответствующие нормам Евро-3, а с 2010 года — стандарт Евро-4. Однако есть все предпосылки для введения этих стандартов раньше обозначенных сроков. «В институте МАСМА уже разработаны проекты государственных стандартов на бензин и дизтопливо, отвечающие требованиям Евро-3 и Евро-4. Сейчас проекты проходят согласование в министерствах и ведомствах, и примерно через полгода они могут вступить в действие», — сообщил «Эксперту» заведующий лабораторией процессов нефтепереработки УкрНИИ нефтеперерабатывающей отрасли МАСМА Богдан Кочирко.

До конца года правительство также планирует ввести новый технический регламент, ограничивающий использование моторных топлив с характеристиками, не удовлетворяющими требованиям Евро-2. В Украине практически будут введены нормы, соответствующие европейскому стандарту. Реализация этого регламента станет важным стимулом для повышения качества горючего, изготовляемого на наших заводах. Однако, сделав два шага вперед, правительство делает один назад. Например, сегодня существует норма о необходимости выпуска дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,2%. При этом три из шести украинских НПЗ — Дрогобычский, Надвирнянский и Херсонский — выпускают дизель с содержанием серы более 0,6%. Это право им дает специальное правительственное разрешение, которое заводы выбили во время прошлогоднего топливного кризиса в период посевной. Не исключено, что действие такого разрешения будет продлено и на 2007 год, поскольку требование правительства о строительстве установок гидроочистки (инвестиции — около 100 млн долларов) эти заводы так и не выполнили.

Предоставляемые преференции вредят всей отрасли, так как некоторые заводы получают право производить некачественные нефтепродукты, продавая их по такой же цене, как и качественный товар, и при этом не тратить средства на модернизацию своих производств. «Производство экологически чистых нефтепродуктов требует более высоких затрат. Мы не можем конкурировать с теми, кто не вкладывает средства в нефтепереработку, но продает свой товар по тем же ценам, что и «ЛУКойл». Чтобы уравнять возможности участников рынка, нужно либо предоставить льготы тем, кто производит качественный товар, либо ввести санкции против тех, кто этого не делает», — считает Вагит Алекперов.

Стимулом к повышению качества станет система налогов в виде дифференцированных акцизов, налогов и сборов. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В декабре президент Украины подписал закон, согласно которому с 1 января 2007 года вводятся дифференцированные ставки акцизного сбора в зависимости от содержания серы в дизельном топливе. Если содержание серы в дизеле превышает 0,2%, то ставка акциза вырастет с 30 до 45 евро за тонну. Заводы поставлены перед выбором: выпускать дизель с низким содержанием серы или платить высокие налоги.

В ожидании прорыва

Почти все нефтеперерабатывающие заводы давно разработали программы модернизации своих производств, однако выполнять их не спешат. «В результате сегодня только один Лисичанский НПЗ способен выпускать топливо европейского качества. Остальные заводы просто не в состоянии производить качественное горючее. На бумаге задекларирована полная модернизация Херсонского НПЗ, а также заводов ”НПК-Галичина“ и “Нефтехимик Прикарпатья”, но они не выполняются. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы нужно отстраивать фактически с нуля. Например, в России, где НПЗ оборудованы примерно так же, как и украинские, модернизация означает не что иное, как закрытие старых и открытие новых производств, предполагающих стопроцентную глубину переработки нефти», — говорит генеральный директор «Укрнефтехимпереработки» Владимир Емелин. Этим путем должны идти и владельцы украинских нефтеперерабатывающих предприятий. Глубина переработки нефти (количество полезных продуктов, которые можно получить из одной тонны сырой нефти) едва переваливает за 70%, тогда как в ведущих странах этот показатель приближается к 100%.

Разработка и внедрение современных стандартов качества, стимулирование ввоза нового оборудования для НПЗ, а также рыночное регулирование рынка нефтепродуктов способны его оздоровить. Высокое качество бензинов позволит максимально использовать огромные нефтеперерабатывающие мощности, которыми обладает Украина. Заводы, загруженные сегодня меньше чем наполовину, могут стать крупными экспортерами нефтепродуктов в Европу. Удобное географическое расположение нашей страны, наличие многочисленных морских портов только способствуют этому.



Автор: Наталка Прудка

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице



   карта сайта
Публикации
40 лет ХАЭС – история и перспективы 29.09.2017
ICО- как инвесторы зарабатывают тысячи процентов прибыли за несколько месяцев 05.09.2017

Новости компаний
Мобильное приложение FREEPLEE – инновации в торговле и рекламе Мобильное приложение FREEPLEE – это простая, бесплатная, но в тоже время очень интересная лотерея, которая позволяет... 17.10.2017
Киевская фабрика «Дом Солнца» 14.10.2017
Переводчик — не предатель: правильный перевод документов для вашего бизнеса Работаете с зарубежными партнёрами? Значит, вам регулярно требуется перевод деловых, юридических, технических текстов в... 12.10.2017
Как не ошибиться с выбором обуви в интернете? Часто бывает, что именно в интернете удается найти какой-то интересный вам товар по привлекательной цене. Однако если... 26.09.2017
Lightfield — качественное пространство для фотографов в Киеве и фотоуслуги для всех желающих Студия Lightfield — это не только аренда просторных залов и оборудования, но и предоставление услуг для всех, кто... 26.09.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #50 (99) 25 ДЕКАБРЯ
Главное
Милый, милый Сапармурад
Повестка дня
Декабрьское потепление
Вручную удобнее
Земля остается без хозяина
Компромисс под елочку
Жилье для несговорчивых
Цифры недели
Тема недели
Принуждение к миру
КОНФЛИКТ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ
У нас один враг — мы сами
Редакционная статья
Украинский бизнес
Чтобы горел хорошо
НЕФТЕПРОДУКТЫ
Луганский стандарт
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
Неучтенного газа станет меньше
Киев растет ввысь
Первый кирпичик от ЕБРР
Экономика и финансы
Всем нужна доля
БАНКИ
На валютной игле
БАНКИ
Слабый доллар всем на пользу
ДОЛЛАР
Киев теряет «Хрещатик»
Стопроцентный австрийский престиж
Польское Прикарпатье
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ
ИТОГИ ГОДА
МИРОВЫЕ РЫНКИ
Политика
Партия и совет регионов
Это уже не скала
Культура
Читатель любит погорячее
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ
Двадцать коек — и Анну на шею
Хорошо пошло
Книги
Левый хук по индустрии «попкорна»
На чужих ошибках
Логистика
Мемуары нейтронной бомбы
Человек-легенда
Профилактика разводов
Маркетинг
Регионы
Земля и политическая воля
КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Эксперт-Авто
Старье не пройдет
ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
От конкуренции — к партнерству
СТО
Украинцы строят автозавод в России
Подешевели автомобили для инвалидов
Галерея
Юрий Косин
СОВРЕМЕННАЯ УКРАИНА






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте