Новости
"Укравтодор" лишился 220 миллионов долларов Всемирного банка Всемирный банк принял решение временно забрать около 220 млн долларов из кредитного портфеля "Укравтодора". 02.12.2016
Межбанковские курсы валют при закрытии торгов 2 декабря 2016 года Курс доллара на межбанке сегодня, 2 декабря 2016 года, в продаже повысился на 21 копейку - 26,01 грн/долл., курс в... 02.12.2016
Эспорт Северной Кореи пострадает от новых санкций ООН Как передается со ссылкой на Reuters, вчера Совет Безопасности ООН ввел новые санкции, направленные на снижение доходов... 02.12.2016
Сделка Aixtron отменяется: Обама намерен блокировать продажу бизнеса китайской компании Президент США Барак Обама намерен блокировать сделку китайской компании по приобретению фирмы Aixtron в Германии.... 02.12.2016
Команда Путина будет всячески мешать взаимодействию Украины и Трампа Высокопоставленный российский чиновник обвиняет украинские власти в подрывном влиянии на президентскую кампанию... 02.12.2016
Новое назначение Трампа спровоцировало волну тревожных перспектив Новоизбранный президент США Дональд Трамп может войти в историю как один из самых воинствующих американских лидеров. 02.12.2016
Парламент Турции ратифицировал соглашение с Россией по "Турецкому потоку" Парламентарии Турции приняли закон о ратификации соглашения с Россией по проекту строительства газопровода "Турецкий... 02.12.2016
В 2016 году экономика Украины выросла на 1,2% С учетом указанной динамики ВВП, министерство сохранило прогноз роста украинской экономики по итогам 2016 года на... 02.12.2016
Злой одессит: Неожиданные и смелые кадровые назначения Трампа Трамп назначил главой Пентагона генерала Джеймса "Бешеного пса" Мэттиса, жутко ненавидящего Россию и Путина. А на пост... 02.12.2016
Словакия выступает за введение безвиза для Украины в ближайшее время Словакия надеется, что Украина получит безвизовый режим с ЕС до конца ее председательства в Евросоюзе. 02.12.2016




Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото29787.753-1.072
Серебро417.903-1.915
Платина23587.152+0.64
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.47526.22525.638
EUR28.727.6527.246
RUB0.4250.3050.403
$/баррельИзм., %Дата
BRENT54.14+0.37Aug
WTI47.29+3.7852Oct
GAS OIL427.25+3.8619Aug
Культура / №6(336) 20 ФЕВРАЛЯ 2012
От депрессии лечатся в «Лазне»    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
Театр, возникший в краковском «спальном районе» Нова Хута, вернул его жителям чувство собственного достоинства

Во второй половине прошлого века Нова Хута была городом-спутником Кракова и обслуживала нужды гигантского металлургического комбината. Построена она была не только по экономическим, но и по политическим причинам — для того чтобы создать «идеальный новый город» рядом со старой культурной столицей Польши.

После развала социализма Нова Хута начала быстро терять свое промышленное значение, превращаясь в обычный городской «спальный район». Таких примеров полно и в Украине. Вот только не припомню, чтобы у нас в таком «спальном районе» возник и в итоге завоевал международную известность театр, в работе которого принимают участие местные жители. А в Новой Хуте такой театр есть — «Лазня Нова». И когда его руководитель и главный режиссер Бартош Шидловский вместе с драматургом и критиком Игорем Стокфишевским приехали в Киев, чтобы прочесть в центре современного искусства ДАХ лекцию-перформанс, «Эксперт» использовал эту возможность, чтобы поговорить с ними о том, как построить мощный театр в «спальном районе».

— В глазах украинского обывателя Польша, как правило, выглядит восточноевропейской страной, которая удачно вписалась в новые капиталистические реалии…

Бартош Шидловский (Б. Ш.): Наверное, это так. Но, говоря о динамичном развитии экономики Польши, мы не должны забывать, что часть польского общества себя с этим развитием не идентифицирует. И для меня специфика нашего общества заключается как раз в его разделении на разные части и отсутствии коммуникаций между ними.

— В таком случае к какой части польского общества можно отнести население Новой Хуты?

Б. Ш.: В определенном смысле мы имеем дело с изгоями, которые с недоверием смотрят на то, что называется гражданским обществом. История Новой Хуты и людей, которые там живут, — это история лжи и обманутых надежд. Так было во времена социализма, когда Нова Хута стала опорой движения «Солидарность», но потом, после ухода коммунистов, металлургический комбинат, который был головным предприятием, кормившим район, упал, а это очень сильно ударило по людям. Обещанная «новая Польша» оказалась совсем не такой, которую все ждали и на которую надеялись. Сейчас стало немного лучше, но Нова Хута всё же остается маргинализированным районом.

— Как зарабатывают сейчас на жизнь жители района, раньше работавшие на металлургическом комбинате?

Б. Ш.: Среди них много безработных. На модернизированном комбинате оставили две тысячи человек, намного меньше, чем раньше. Часть населения ушла на пенсию, часть нашла работу в других районах. Но миф Новой Хуты как идеального города лопнул.

Народный театр

— Говорят, что в польской культуре сейчас, в частности, в театре, существует раскол между поколениями?

Игорь Стокфишевский (И. С.): Обычно, как только появляется на свет новая генерация художников, объявляют, что возникло новое поколение, которое состоит в конфронтации со старшим. На самом деле в польском театре сейчас активны целых три поколения, и я не могу сказать, что там доминирует молодежь. Возможно, она доминирует лишь в представлении прессы, потому что СМИ нуждаются в конфликтах.

— Тем не менее, если судить по кино, то такие известные мастера 1970–80-х, как Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, не вписались в сегодняшние польские реалии…

И. С.: Кино — хороший пример, потому что структурные изменения в польском кинематографе касались прежде всего финансирования. Система кинопроизводства в Польше была приватизирована, и в связи с этим изменения в кино были более фундаментальными. Театр приватизирован не был, он остался общественным плацдармом, и благодаря этому там не произошло разрыва преемственности.

— Польские театры находятся на государственной дотации?

И. С.: Большинство. Существуют частные театры, но их немного, в основном в Варшаве. Остальные театры финансируются или из государственных средств, или из городских, или из воеводских.

— А «Лазня Нова»?

И. С.: Это городской театр.

— То есть он живет за счет городской казны?

Б. Ш.: Театр существует за счет города, а осуществляемые в нем художественные проекты финансируются министерством культуры. Я говорю «проекты», потому что мы не репертуарный театр. И главная наша задача — усилить диалог с местной общиной.

— Чья это была инициатива?

«Для нас важно, чтобы наши действия укрепляли связи театра и местной общины и способствовали таким образом возникновению объединенной труппы из профессиональных актеров и любителей из местных жителей»

Б. Ш.: Моя. Еще будучи студентом, я основал независимый студенческий театр в краковском районе Казимеж. Потом мы потеряли помещение, но, поскольку наша деятельность в Кракове уже была хорошо известна и высоко оценена, ко мне обратилась группа общественных деятелей из Новой Хуты с предложением перенести нашу деятельность в этот район. Для меня это было тяжелое решение. Главную роль в его принятии сыграло то, что я вырос именно в Новой Хуте.

Мы нашли старые мастерские, которые в то время уже не действовали, и большую фабрику, задали себе вопрос, по какому принципу будет организован театр, и предложили городу стратегическую формулу, которую он согласился поддерживать.

— Вы с самого начал решили, что это будет не репертуарный театр, а театр проектов?

Б. Ш.: Да.

— То, что в ваших проектах будут участвовать не только профессионалы, но и население района, тоже было решено с самого начала?

Б. Ш.: Да. Первый проект начался с того, что мы обратились к жителям Новой Гуты, чтобы они подарили нам какие-то важные, чем-то памятные для них вещи и рассказали связанные с ними истории. Эти рассказы мы снимали на видео. Получилось 25 фильмов, которые мы показали молодым драматургам. Те написали на этой основе свои истории. В результате возник спектакль, который назывался «Я живу здесь» и был построен так, чтобы водить зрителей по зданию театра, который еще не был до конца отремонтирован, всем его чердакам и подвалам.

Потом были новые проекты, в которых мы снова приглашали принять участие местных жителей. Так было и в случае с нашей интерпретацией античной драмы «Царь Эдип», где античный хор состоял из обитателей Новой Хуты. Роль Корифея, который был связующим звеном между хором и рассказываемой историей, тоже играл местный житель, молодой преступник из исправительной колонии.

Другой пример — проект по «Кровавой свадьбе» Федерико Гарсиа Лорки, участвовать в котором мы пригласили живущих в этом районе ромов. И показали пьесу Лорки через призму их цыганской жизни, включая живую музыку.

Как видите, для нас важно, чтобы наши действия укрепляли связи театра и местной общины и способствовали таким образом возникновению объединенной труппы из профессиональных актеров и любителей из местных жителей.

— И сколько сейчас у вас работает профессиональных и непрофессиональных артистов?

Б. Ш.: В каждом проекте по-разному. Вокруг театра объединены около сорока человек. Не во всех проектах участвуют актеры-любители, но в тех, которые я делаю как режиссер, — обязательно. Сейчас в нашей труппе 12 непрофессиональных артистов, и мы ищем новых людей, проводим кастинг. Последний наш спектакль был сделан на основе фильмов с участием Брюса Ли. Нам удалось соединить в нем мир польского театра звезд, например, Яна Пешека, мастеров боевых искусств и живущую в нашем районе молодежь. В результате возник хит, билеты на который выкуплены на два месяца вперед.

Сцена как магнит

— Как часто возникают новые проекты?

Б. Ш.: Это зависит от бюджетов и возможностей. Было время, когда мы делали четыре премьеры в год. На нашей сцене проходит также много приглашенных спектаклей. И поскольку у нас в итоге получилось одно из лучших концертных пространств, в «Лазне Новой» бывает много концертов с участием звезд. Это тоже часть замысла, что наше театральное пространство должно притягивать к себе различную аудиторию. Кроме того, я — художественный директор большого международного фестиваля «Божественная комедия», и многие его мероприятия также происходят в нашем театре. Так что сегодня «Лазня Нова» — одна из самых интересных сцен в Кракове.

— А что она представляет собой технически?

Б. Ш.: Большой зал 40 на18 метров. Второго такого театрального пространства в Кракове нет. Если убрать сиденья, то на концерт можно собрать полторы тысячи человек.

— Вы ставите один проект и показываете его до тех пор, пока не поставите новый, или у вас идут на сцене и те проекты, премьеры которых состоялись ранее?

Б. Ш.: Разные. Дело в том, что мы часто работаем с актерами, которые находятся на ставках в других театрах. Поэтому мы не можем после премьеры играть спектакль много раз подряд. Обычно каждый проект идет четыре-пять раз в месяц, когда нужные нам артисты свободны в своих театрах.

— А сколько человек получают зарплату у вас в театре?

Б. Ш.: Двадцать два. Это постоянная группа, куда входят техники, администрация, пиар-служба. После того как получаем деньги на новый проект, приглашаем по контракту актеров.

— Сколько стоят билеты на ваши спектакли?

Б. Ш.: Обычный — десять евро, льготный — шесть-семь евро. У нас есть проекты, адресованные зрителям, которые могут купить обычный билет. Однако некоторые проекты — поскольку мы работаем прежде всего для местных жителей — нацелены на людей, которым они не по карману. Для них вход либо свободный, либо по очень дешевым билетам.

Нужно много усилий и интуиции, чтобы удерживать баланс между двумя этими направлениями деятельности. Это уже моя работа как руководителя театра.

— Зрители сразу пошли в ваш театр?

Б. Ш.: Нет, всё выстраивалось постепенно и последовательно. Я с самого начала не делал ставку на то, что сейчас к нам повалят зрители. Мы отдавали себе отчет в том, что открываем театр в «спальном районе» в то время, как в Кракове есть девять больших театров со своей публикой и традициями. Поэтому с самого начала выходили к зрителям, «вытягивали» их к себе. В результате если два года назад мы продавали 20–30 процентов билетов, то сейчас зал заполнен под завязку.

— Это жители не только Новой Хуты?

И. С.: Нет. «Лазня Нова» известна как театр, который ищет новые формы. У нас есть спектакли с элементами хэппенинга, использованием кино и других искусств. Так что к нам ездят зрители и из центра Кракова.

Сцена из спектакля «Moja pierwsza zjawa» (2011). Teatr Laznia Nowa, Краков

Польский реализм

— Вы сказали «новые формы», но, казалось бы, жителям Новой Хуты должны быть ближе реалистические спектакли…

Б. Ш.: Это неверный стереотип. Наоборот, они оказались очень открытыми к авангардному искусству, и часто вносят в наши проекты предложения такого рода. Я называю это театром участия. Но самое важное тут не эстетика, а то, что у людей возникает возможность самоидентификации. Они чувствуют, что мы говорим именно для них, искренне и со страстью.

— Вы по-прежнему привязываете действие своих спектаклей к реалиям Новой Хуты?

Б. Ш.: Я бы сформулировал это так: мы рассказываем об универсальных вещах, но источником вдохновения для нас остается Нова Хута. Я считаю, что это место, которое как под увеличительным стеклом показывает концентрированную историю Польши за последние 60 лет. И какую бы из тем, актуальных для Новой Хуты, мы ни взяли, они касаются всей современной Польши и поляков.

— Почему вы вообще задумали именно такой театр?

Б. Ш.: После 1989 года общественная жизнь многих поляков замкнулась в странном бермудском треугольнике между телевизором, супермаркетом и костелом. Та часть общества, которая не участвовала в экономическом развитии страны, была маргинализирована и вытеснена на обочину жизни. Думаю, что сегодня миссия художника — вернуть чувство достоинства этим людям, которые были его лишены.

— Мне кажется, что ваша позиция расходится с точкой зрения польских либералов…

И. С.: Лично я не верю, что можно всё выстроить на индивидуализме и конкуренции, некоем дарвинизме, который заключается в том, что если кто-то не выиграл, то он отпадает от общества. Либеральная версия развития принесла с собой не только хорошее, но и опустошение — и не в одной только Польше. «Лазня Нова» пытается вернуть проигравшим чувство собственной ценности.

Б. Ш.: Театр должен стать местом взаимного уважения и доверия, где художник — это акушер креативных и позитивных энергий людей, которые в ходе общественной дискуссии прошлых лет были вытеснены как такие, которых не стоит слушать. В определенном смысле мы, как представители какой-никакой, но элиты, пытаемся сделать то домашнее задание, которое Польша не выполнила во время экономических трансформаций в конце 1980-х.

— А как население Новой Хуты относится сейчас к временам социализма, когда она должна была стать «идеальным новым городом»?

Б. Ш.: В этом смысле она разделена. Бóльшая часть жителей — немолодые люди, для которых социалистическая эпоха было временем их юности, периодом реализации надежд и мечтаний. И поскольку новая польская действительность не оправдала их ожиданий, для них естественной является ностальгия по тем временам.

В 1970-х, когда власть понимала, что в большинстве своем Новая Гута настроена к ней очень оппозиционно, она попыталась самоутвердиться здесь за счет беспомощного жеста — поставила на центральной площади огромный памятник Ленину, вокруг которого несколько лет проходили различные торжественные мероприятия. В 1980-х вокруг этого монумента проводились манифестации «Солидарности», его забрасывали яйцами, мазали краской, пытались взорвать. В итоге в 1989-м памятник снесли и продали владельцу луна-парка в Швеции.

На мой взгляд, стоило бы оставить монумент на своем месте как свидетеля былых событий. Мы же пытаемся их вычеркнуть из истории.

Но, конечно, Нова Хута — это еще и огромное количество молодежи, которая не чувствует груз прошлого. Социалистическая Польша — фрагмент истории, который неохотно учат даже в школе. Но мы должны помнить одну вещь — все эти люди, молодые и пожилые, являются членами одного общества. И роль театра — напоминать об этом.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана



   карта сайта
Публикации
Первые победы Войцеха Бальчуна 01.12.2016
«Парадоксы президентских выборов 2016» - ректор Игорь Коваль 25.11.2016

Новости компаний
Покупка жилья на первичном рынке, как определить надежность инвестиции? Виталий Жадобин
адвокат, управляющий партнер ЮК «4PARTNERS» 01.12.2016
Как выбрать хостинг для сайта Не имея опыта трудно выбрать хостинг, который будет стабильно работать и выдерживать требуемую нагрузку. Но владея... 29.11.2016
Бинариум — качественное обучение основам трейдинга и удобные условия для заработка Торговля бинарными опционами далеко не так легка, как может показаться из рекламы. Тем не менее добиться успеха на... 17.11.2016
Команда «Укрантрацит» стала «Лидером отрасли – 2016»! «Укрантрацит» – торгово-промышленная компания страны. 08.11.2016
Режим экономии: как раскрутить интернет-магазин в рамках бюджета Глуп тот маркетолог, что обещает быструю прибыль от интернет-магазина, открытого «с нуля». Зачастую рекламные бюджеты... 28.10.2016
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #6(336) 20 ФЕВРАЛЯ
Повестка дня
Понижение девятки
Айболит с доставкой в камеру
Азиатская пародия на европейскую демократию
«Эхо» старых обид
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Нитка и клубок
КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ
Кадров решают. Всё
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинский бизнес
Вопреки зиме
АПК
Там русский ток…
Раздача по-флотски
Расправа и переправа
Международный бизнес
Побег от кризиса
ЕВРОСОЮЗ
Экономика и финансы
Хилый мотор не повезет
СТРАХОВАНИЕ
Операция «терминал»
ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ
Ноутбуки, оливки, подгузники…
Золото — в закрома
Общество
Украинский ключ к православному миру
ЦЕРКОВЬ
Культура
Премиальный кризис
ПРЕМИИ
От депрессии лечатся в «Лазне»
ТЕАТР
Книга и власть
МНЕНИЕ
Книги
Работа со смыслом
УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ
Родился, уехал, прославился
ИСТОРИЯ
Питерцы в Гималаях
ПРОЗА
Алкоголь&Табак
Бог любви к ресторану
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Галерея
Выставка VANITY. MODE/FOTOGRAFIE AUS DER SAMMLUNG F.C. GUNDLACH
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО



Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua



Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2016 Эксперт.UA   Реклама на сайте