Новости
Ученые утверждают о постоянных каменных «дождях» на Луне Астрономы обнаружили, что на Луне постоянно идут «дожди» из мелких обломков астероидов, фактически непрерывно... 30.05.2017
В возрасте 83 лет умер бывший панамский диктатор Мануэль Норьега В 2017 году Норьега перенес операцию на мозге. 30.05.2017
В 2017 году Украина пробилась в пятерку мировых экспортеров сливочного масла По итогам І квартала на экспорт поставлено на 205,8% больше масла, чем в 2016 году. 30.05.2017
В ходе протестов в Венесуэле убиты 58 активистов, ранены еще 250 (ВИДЕО) Для подавления протестов власти привлекают «людей с криминальным прошлым». 30.05.2017
Литва в ближайшее время приступит к строительству стены на границе с Россией Начало строительства забора на границе Литвы с Россией запланировано на следующую неделю. 30.05.2017
Десять американских городов требуют импичмента Дональда Трампа В США муниципалитеты десяти городов потребовали начать процедуру импичмента президента Дональда Трампа. 30.05.2017
В Берлине будут изучать развитие интернета В Германии объявили о том, что в Берлине открывается Институт развития интернета. DW узнала подробности у Кристины... 30.05.2017
Макрон: Для прогресса по украинскому вопросу необходим диалог Президент Франции рассказал об обсуждении с Путиным Украины и Сирии. 30.05.2017
Сегодня сенат Нидерландов рассмотрит вопрос о ратификации ассоциации Украины с ЕС В случае принятия решения правительство ратифицирует документ. 30.05.2017
В Шереметьево ураган повредил несколько самолетов Ураган повредил несколько самолетов в аэропорту Шереметьево. 30.05.2017




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33381.872+0.165
Серебро456.245+0.161
Платина25358.665+1.321
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.3926.06526.388
EUR29.59528.8529.523
RUB0.4890.3260.465
$/баррельИзм., %Дата
BRENT51.82-0.9May
WTI49.5600-0.8878Jul
GAS OIL460.2500-1.3036Jun
Культура / №6(336) 20 ФЕВРАЛЯ 2012
От депрессии лечатся в «Лазне»    Печатная версия    в избранное
ТЕАТР
Театр, возникший в краковском «спальном районе» Нова Хута, вернул его жителям чувство собственного достоинства

Во второй половине прошлого века Нова Хута была городом-спутником Кракова и обслуживала нужды гигантского металлургического комбината. Построена она была не только по экономическим, но и по политическим причинам — для того чтобы создать «идеальный новый город» рядом со старой культурной столицей Польши.

После развала социализма Нова Хута начала быстро терять свое промышленное значение, превращаясь в обычный городской «спальный район». Таких примеров полно и в Украине. Вот только не припомню, чтобы у нас в таком «спальном районе» возник и в итоге завоевал международную известность театр, в работе которого принимают участие местные жители. А в Новой Хуте такой театр есть — «Лазня Нова». И когда его руководитель и главный режиссер Бартош Шидловский вместе с драматургом и критиком Игорем Стокфишевским приехали в Киев, чтобы прочесть в центре современного искусства ДАХ лекцию-перформанс, «Эксперт» использовал эту возможность, чтобы поговорить с ними о том, как построить мощный театр в «спальном районе».

— В глазах украинского обывателя Польша, как правило, выглядит восточноевропейской страной, которая удачно вписалась в новые капиталистические реалии…

Бартош Шидловский (Б. Ш.): Наверное, это так. Но, говоря о динамичном развитии экономики Польши, мы не должны забывать, что часть польского общества себя с этим развитием не идентифицирует. И для меня специфика нашего общества заключается как раз в его разделении на разные части и отсутствии коммуникаций между ними.

— В таком случае к какой части польского общества можно отнести население Новой Хуты?

Б. Ш.: В определенном смысле мы имеем дело с изгоями, которые с недоверием смотрят на то, что называется гражданским обществом. История Новой Хуты и людей, которые там живут, — это история лжи и обманутых надежд. Так было во времена социализма, когда Нова Хута стала опорой движения «Солидарность», но потом, после ухода коммунистов, металлургический комбинат, который был головным предприятием, кормившим район, упал, а это очень сильно ударило по людям. Обещанная «новая Польша» оказалась совсем не такой, которую все ждали и на которую надеялись. Сейчас стало немного лучше, но Нова Хута всё же остается маргинализированным районом.

— Как зарабатывают сейчас на жизнь жители района, раньше работавшие на металлургическом комбинате?

Б. Ш.: Среди них много безработных. На модернизированном комбинате оставили две тысячи человек, намного меньше, чем раньше. Часть населения ушла на пенсию, часть нашла работу в других районах. Но миф Новой Хуты как идеального города лопнул.

Народный театр

— Говорят, что в польской культуре сейчас, в частности, в театре, существует раскол между поколениями?

Игорь Стокфишевский (И. С.): Обычно, как только появляется на свет новая генерация художников, объявляют, что возникло новое поколение, которое состоит в конфронтации со старшим. На самом деле в польском театре сейчас активны целых три поколения, и я не могу сказать, что там доминирует молодежь. Возможно, она доминирует лишь в представлении прессы, потому что СМИ нуждаются в конфликтах.

— Тем не менее, если судить по кино, то такие известные мастера 1970–80-х, как Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, не вписались в сегодняшние польские реалии…

И. С.: Кино — хороший пример, потому что структурные изменения в польском кинематографе касались прежде всего финансирования. Система кинопроизводства в Польше была приватизирована, и в связи с этим изменения в кино были более фундаментальными. Театр приватизирован не был, он остался общественным плацдармом, и благодаря этому там не произошло разрыва преемственности.

— Польские театры находятся на государственной дотации?

И. С.: Большинство. Существуют частные театры, но их немного, в основном в Варшаве. Остальные театры финансируются или из государственных средств, или из городских, или из воеводских.

— А «Лазня Нова»?

И. С.: Это городской театр.

— То есть он живет за счет городской казны?

Б. Ш.: Театр существует за счет города, а осуществляемые в нем художественные проекты финансируются министерством культуры. Я говорю «проекты», потому что мы не репертуарный театр. И главная наша задача — усилить диалог с местной общиной.

— Чья это была инициатива?

«Для нас важно, чтобы наши действия укрепляли связи театра и местной общины и способствовали таким образом возникновению объединенной труппы из профессиональных актеров и любителей из местных жителей»

Б. Ш.: Моя. Еще будучи студентом, я основал независимый студенческий театр в краковском районе Казимеж. Потом мы потеряли помещение, но, поскольку наша деятельность в Кракове уже была хорошо известна и высоко оценена, ко мне обратилась группа общественных деятелей из Новой Хуты с предложением перенести нашу деятельность в этот район. Для меня это было тяжелое решение. Главную роль в его принятии сыграло то, что я вырос именно в Новой Хуте.

Мы нашли старые мастерские, которые в то время уже не действовали, и большую фабрику, задали себе вопрос, по какому принципу будет организован театр, и предложили городу стратегическую формулу, которую он согласился поддерживать.

— Вы с самого начал решили, что это будет не репертуарный театр, а театр проектов?

Б. Ш.: Да.

— То, что в ваших проектах будут участвовать не только профессионалы, но и население района, тоже было решено с самого начала?

Б. Ш.: Да. Первый проект начался с того, что мы обратились к жителям Новой Гуты, чтобы они подарили нам какие-то важные, чем-то памятные для них вещи и рассказали связанные с ними истории. Эти рассказы мы снимали на видео. Получилось 25 фильмов, которые мы показали молодым драматургам. Те написали на этой основе свои истории. В результате возник спектакль, который назывался «Я живу здесь» и был построен так, чтобы водить зрителей по зданию театра, который еще не был до конца отремонтирован, всем его чердакам и подвалам.

Потом были новые проекты, в которых мы снова приглашали принять участие местных жителей. Так было и в случае с нашей интерпретацией античной драмы «Царь Эдип», где античный хор состоял из обитателей Новой Хуты. Роль Корифея, который был связующим звеном между хором и рассказываемой историей, тоже играл местный житель, молодой преступник из исправительной колонии.

Другой пример — проект по «Кровавой свадьбе» Федерико Гарсиа Лорки, участвовать в котором мы пригласили живущих в этом районе ромов. И показали пьесу Лорки через призму их цыганской жизни, включая живую музыку.

Как видите, для нас важно, чтобы наши действия укрепляли связи театра и местной общины и способствовали таким образом возникновению объединенной труппы из профессиональных актеров и любителей из местных жителей.

— И сколько сейчас у вас работает профессиональных и непрофессиональных артистов?

Б. Ш.: В каждом проекте по-разному. Вокруг театра объединены около сорока человек. Не во всех проектах участвуют актеры-любители, но в тех, которые я делаю как режиссер, — обязательно. Сейчас в нашей труппе 12 непрофессиональных артистов, и мы ищем новых людей, проводим кастинг. Последний наш спектакль был сделан на основе фильмов с участием Брюса Ли. Нам удалось соединить в нем мир польского театра звезд, например, Яна Пешека, мастеров боевых искусств и живущую в нашем районе молодежь. В результате возник хит, билеты на который выкуплены на два месяца вперед.

Сцена как магнит

— Как часто возникают новые проекты?

Б. Ш.: Это зависит от бюджетов и возможностей. Было время, когда мы делали четыре премьеры в год. На нашей сцене проходит также много приглашенных спектаклей. И поскольку у нас в итоге получилось одно из лучших концертных пространств, в «Лазне Новой» бывает много концертов с участием звезд. Это тоже часть замысла, что наше театральное пространство должно притягивать к себе различную аудиторию. Кроме того, я — художественный директор большого международного фестиваля «Божественная комедия», и многие его мероприятия также происходят в нашем театре. Так что сегодня «Лазня Нова» — одна из самых интересных сцен в Кракове.

— А что она представляет собой технически?

Б. Ш.: Большой зал 40 на18 метров. Второго такого театрального пространства в Кракове нет. Если убрать сиденья, то на концерт можно собрать полторы тысячи человек.

— Вы ставите один проект и показываете его до тех пор, пока не поставите новый, или у вас идут на сцене и те проекты, премьеры которых состоялись ранее?

Б. Ш.: Разные. Дело в том, что мы часто работаем с актерами, которые находятся на ставках в других театрах. Поэтому мы не можем после премьеры играть спектакль много раз подряд. Обычно каждый проект идет четыре-пять раз в месяц, когда нужные нам артисты свободны в своих театрах.

— А сколько человек получают зарплату у вас в театре?

Б. Ш.: Двадцать два. Это постоянная группа, куда входят техники, администрация, пиар-служба. После того как получаем деньги на новый проект, приглашаем по контракту актеров.

— Сколько стоят билеты на ваши спектакли?

Б. Ш.: Обычный — десять евро, льготный — шесть-семь евро. У нас есть проекты, адресованные зрителям, которые могут купить обычный билет. Однако некоторые проекты — поскольку мы работаем прежде всего для местных жителей — нацелены на людей, которым они не по карману. Для них вход либо свободный, либо по очень дешевым билетам.

Нужно много усилий и интуиции, чтобы удерживать баланс между двумя этими направлениями деятельности. Это уже моя работа как руководителя театра.

— Зрители сразу пошли в ваш театр?

Б. Ш.: Нет, всё выстраивалось постепенно и последовательно. Я с самого начала не делал ставку на то, что сейчас к нам повалят зрители. Мы отдавали себе отчет в том, что открываем театр в «спальном районе» в то время, как в Кракове есть девять больших театров со своей публикой и традициями. Поэтому с самого начала выходили к зрителям, «вытягивали» их к себе. В результате если два года назад мы продавали 20–30 процентов билетов, то сейчас зал заполнен под завязку.

— Это жители не только Новой Хуты?

И. С.: Нет. «Лазня Нова» известна как театр, который ищет новые формы. У нас есть спектакли с элементами хэппенинга, использованием кино и других искусств. Так что к нам ездят зрители и из центра Кракова.

Сцена из спектакля «Moja pierwsza zjawa» (2011). Teatr Laznia Nowa, Краков

Польский реализм

— Вы сказали «новые формы», но, казалось бы, жителям Новой Хуты должны быть ближе реалистические спектакли…

Б. Ш.: Это неверный стереотип. Наоборот, они оказались очень открытыми к авангардному искусству, и часто вносят в наши проекты предложения такого рода. Я называю это театром участия. Но самое важное тут не эстетика, а то, что у людей возникает возможность самоидентификации. Они чувствуют, что мы говорим именно для них, искренне и со страстью.

— Вы по-прежнему привязываете действие своих спектаклей к реалиям Новой Хуты?

Б. Ш.: Я бы сформулировал это так: мы рассказываем об универсальных вещах, но источником вдохновения для нас остается Нова Хута. Я считаю, что это место, которое как под увеличительным стеклом показывает концентрированную историю Польши за последние 60 лет. И какую бы из тем, актуальных для Новой Хуты, мы ни взяли, они касаются всей современной Польши и поляков.

— Почему вы вообще задумали именно такой театр?

Б. Ш.: После 1989 года общественная жизнь многих поляков замкнулась в странном бермудском треугольнике между телевизором, супермаркетом и костелом. Та часть общества, которая не участвовала в экономическом развитии страны, была маргинализирована и вытеснена на обочину жизни. Думаю, что сегодня миссия художника — вернуть чувство достоинства этим людям, которые были его лишены.

— Мне кажется, что ваша позиция расходится с точкой зрения польских либералов…

И. С.: Лично я не верю, что можно всё выстроить на индивидуализме и конкуренции, некоем дарвинизме, который заключается в том, что если кто-то не выиграл, то он отпадает от общества. Либеральная версия развития принесла с собой не только хорошее, но и опустошение — и не в одной только Польше. «Лазня Нова» пытается вернуть проигравшим чувство собственной ценности.

Б. Ш.: Театр должен стать местом взаимного уважения и доверия, где художник — это акушер креативных и позитивных энергий людей, которые в ходе общественной дискуссии прошлых лет были вытеснены как такие, которых не стоит слушать. В определенном смысле мы, как представители какой-никакой, но элиты, пытаемся сделать то домашнее задание, которое Польша не выполнила во время экономических трансформаций в конце 1980-х.

— А как население Новой Хуты относится сейчас к временам социализма, когда она должна была стать «идеальным новым городом»?

Б. Ш.: В этом смысле она разделена. Бóльшая часть жителей — немолодые люди, для которых социалистическая эпоха было временем их юности, периодом реализации надежд и мечтаний. И поскольку новая польская действительность не оправдала их ожиданий, для них естественной является ностальгия по тем временам.

В 1970-х, когда власть понимала, что в большинстве своем Новая Гута настроена к ней очень оппозиционно, она попыталась самоутвердиться здесь за счет беспомощного жеста — поставила на центральной площади огромный памятник Ленину, вокруг которого несколько лет проходили различные торжественные мероприятия. В 1980-х вокруг этого монумента проводились манифестации «Солидарности», его забрасывали яйцами, мазали краской, пытались взорвать. В итоге в 1989-м памятник снесли и продали владельцу луна-парка в Швеции.

На мой взгляд, стоило бы оставить монумент на своем месте как свидетеля былых событий. Мы же пытаемся их вычеркнуть из истории.

Но, конечно, Нова Хута — это еще и огромное количество молодежи, которая не чувствует груз прошлого. Социалистическая Польша — фрагмент истории, который неохотно учат даже в школе. Но мы должны помнить одну вещь — все эти люди, молодые и пожилые, являются членами одного общества. И роль театра — напоминать об этом.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана



   карта сайта
Публикации
Криптовалюта E-Dinar Coin получила новый статус 17.01.2017
Стоило ли «разменивать» Шокина? 19.12.2016

Новости компаний
Очки – это не просто модно и красиво, но еще и полезно! 30.05.2017
«Волшебный набор» от «Мэри Кэй» «Волшебный набор» от «Мэри Кэй» — это инновационный прорыв в мире косметики, дающий потрясающие антивозрастные... 22.05.2017
Можно ли не возвращать деньги онлайн сервисам Сегодня поговорим почему лучше отдавать деньги вовремя и что Вам за это будет. 22.05.2017
То, что Вы не знаете о пицце...... Традиционная итальянская лепешка со всевозможными начинками уже давно и прочно поселилась в меню притязательных... 15.05.2017
Печерский район - лучший выбор для жизни Среди киевлян считается, что именно здесь наиболее оптимальные условия для жизни, так что востребованность квартир не... 15.05.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #6(336) 20 ФЕВРАЛЯ
Повестка дня
Понижение девятки
Айболит с доставкой в камеру
Азиатская пародия на европейскую демократию
«Эхо» старых обид
ЦИФРЫ НЕДЕЛИ
Тема недели
Нитка и клубок
КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ
Кадров решают. Всё
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинский бизнес
Вопреки зиме
АПК
Там русский ток…
Раздача по-флотски
Расправа и переправа
Международный бизнес
Побег от кризиса
ЕВРОСОЮЗ
Экономика и финансы
Хилый мотор не повезет
СТРАХОВАНИЕ
Операция «терминал»
ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ
Ноутбуки, оливки, подгузники…
Золото — в закрома
Общество
Украинский ключ к православному миру
ЦЕРКОВЬ
Культура
Премиальный кризис
ПРЕМИИ
От депрессии лечатся в «Лазне»
ТЕАТР
Книга и власть
МНЕНИЕ
Книги
Работа со смыслом
УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ
Родился, уехал, прославился
ИСТОРИЯ
Питерцы в Гималаях
ПРОЗА
Алкоголь&Табак
Бог любви к ресторану
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Галерея
Выставка VANITY. MODE/FOTOGRAFIE AUS DER SAMMLUNG F.C. GUNDLACH
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте