Новости
В Канаде женщине после родов ампутировали руки и ноги Канадка Линдси Хабби заразилась плотоядными бактериями сразу после родов 19.10.2017
Суд арестовал виновницу смертельного ДТП в Харькове Внефракционный нардеп Борислав Береза опубликовал выдержку из протокола, в котором указаны все предыдущие... 19.10.2017
Волшебные снимки осени в Киеве становятся новый трендом в соцсетях (ФОТО) Киевляне во всю фотографируют сказочные осенние пейзажи и выкладывают эти снимки в Instagram. 19.10.2017
В Украине запускается первый mobile-bank Также компания огласила свои тарифы и для наглядности сравнила их с предложениями других банков 19.10.2017
Мадрид угрожает отменить самоуправление в Каталонии Глава Каталонии Карлес Пучдемон в ответ заявил, что если статья будет задействована, то регион однозначно объявит о... 19.10.2017
Tesla не признает свою вину в задержке производства Model 3 Компания Tesla, главой которой является Илон Маск, недавно обнародовала шокирующую новость о срыве планов выпуска... 19.10.2017
Восстание машин стало реальным: ИИ от Google может создавать программное обеспечение, лучше чем люди Проект AutoML («автоматизированное машинное обучение»), в ходе которого нейросети разрабатываются искусственным... 19.10.2017
Автогигант Aston Martin выпустил новую супермашину Бренд Aston Martin представил обновленный роскошный кабриолет DB11 Volante, который дополнил линейку автомобилей класса... 19.10.2017
Жена Ступки считает, что ведущие, разговаривающие на украинском языке выглядят нелепо Украинская модель, телеведущая, ди-джей и жена актера Дмитрия Ступки Полина Логунова резко высказалась о языковых... 19.10.2017
Курс биткоина 19 октября пошел вверх Курс Bitcoin 19 октября на двух основных по объему торгов биржах по сравнению со средой вырос. 19.10.2017






Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33829.882-0.576
Серебро447.912-1.155
Платина24522.832-2.017
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.926.45526.425
EUR31.69530.67531.047
RUB0.470.3280.461
$/баррельИзм., %Дата
BRENT57.18-1.67Oct
WTI51.2100-1.6208Nov
GAS OIL525.5000-1.4272Nov
Культура / №32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ 2013
Зависимые независимые    Печатная версия    в избранное
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина

В Советском Союзе культурные мероприятия, приуроченные к какому-либо важному юбилею, например, 50-летию Октябрьской революции или 100-летию со дня рождения Ленина, назывались «датскими» — от слова «дата». Обычно от них не ждали никаких открытий. На больших картинах, развешанных в самых престижных залах столицы СССР и главных городов союзных республик, были изображены новостройки, заводские цеха, колхозные нивы, счастливые сталевары и доярки, сосредоточенные инженеры за кульманами, а также студенты, с вдохновенными лицами грызущие гранит науки. Общий смысл любой такой выставки был предельно прост — вот каких успехов страна добились благодаря… а дальше оставалось лишь подставить название или имя виновника юбилея.

Открывшийся к 20-летию независимости Украины в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» проект «Незалежні» тоже, по сути, «датский». И, наверное, его организаторы могли бы пойти по проторенному еще в советское время пути, демонстрируя добротные реалистические картины, изображающие опорные исторические точки и фигуры украинской независимости. Однако они выбрали в качестве своих реплик для диалога с посетителями выставки о независимой Украине произведения современного искусства. На Западе давно уже стало общепризнанным мнением, что именно contemporary art самым первым реагирует на изменения в общественном сознании и фиксирует их своими специфическими средствами. И только потом приходят философы со словесным инструментарием…

Родом из распавшегося Союза

Именно современное искусство давно и упорно занимается проблемами идентификации и, в частности, поиском ответа на вопрос, который себе задает сегодня почти каждый гражданин Украины: «Кто я и в какой стране живу?»

Судя по работам, выставленным в «Арсенале», в начале 1990-х ответ украинских художников на этот вопрос звучал мрачно. Как, например, в фотофильме 1994 года «Криминальная неделя» уже тогда признанного мастера, а ныне классика Василия Цаголова. Трупы мужчины и женщины, лежащие на полу в живописных позах, застигнутая врасплох полуодетая жертва, в затылок которой нацелен ствол пистолета, и т. д. По форме это симбиоз, с одной стороны, якобы документальных съемок, а с другой — явной стилизации под американские гангстерские фильмы 1930–40-х годов. (Об этом говорят и надписи на фотографиях. Например, реплика стрелка: «Отправляйся в ад, мерзкая тварь! Там тебя давно уже ждут».) А по сути — это попытка создания художественного контекста для тогдашней постсоветской действительности, весьма напоминавшей США времен депрессии и «сухого закона».

Никаких специфических украинских примет на фотографиях нет. Поле, на котором у Цаголова разворачивается его постановочная криминальная драма, — просто распавшийся Советский Союз, где одна бывшая республика неотличима от другой. То же самое можно сказать и о фотосерии «Коллективное красное» (1998) другого классика украинского contemporary art Арсена Савадова, в которой голые натурщики с бычьими головами разгуливают по бойне среди подвешенных на крючьях освежеванных туш. Талантливо? Вероятно. Шокирующе? Несомненно. (Савадов говорил в то время о шоке, как о единственном способе «достучаться» до зрителя.) Но, как и у Цаголова, это не какой-то, пусть даже негативный, образ Украины, а просто попытка передать впечатления от распада привычного большого мира, который раньше назывался СССР.

Недаром в 1990-е годы московские газеты писали о Савадове и Цаголове как о «своих» художниках. Как и еще один украинец, харьковский фотограф Сергей Братков, тоже представленный в проекте «Незалежні», они чаще выставлялись в Москве, чем в Киеве, а Братков там в итоге и остался. И даже те художники, которые в названиях работ указывали географические реалии, например Максим Мамсиков с проектом «Кладбище Берковцы и его обитатели» (1999), этим давали всего лишь конкретную привязку к месту. Содержательная суть произведений оставалась всё той же — постсоветской. Так, фотографии изображений человеческих лиц и фигур на гранитных памятниках в проекте Мамсикова с таким же успехом могли бы быть сделаны в Москве или Санкт-Петербурге.

И даже демонстрируемое в «Арсенале» хулиганское видео одессита Александра Ройтбурда «Психоделическое вторжение броненосца ”Потемкин” в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна», которое есть сегодня в коллекции самого знаменитого в мире музея современного искусства — нью-йоркского МоМА, нельзя назвать привязанным к украинским реалиям, хотя оно и снималось на Потемкинской лестнице. Прежде всего потому, что главным контрагентом Ройтбурда в этой работе была не Одесса, а Сергей Эйзенштейн как основоположник мирового киноавангарда. А заодно — как автор нескольких шокирующих по сей день кадров, вроде вытекшего от попадания пули глаза.

От иронии до незнания

Когда «лихие девяностые» прошли, и украинские художники оказались в более-менее благополучном капитализме 2000-х годов, а их картины стали стоить не несколько сотен, а много тысяч долларов, на смену физиологическому шоку пришли метафора, ирония, метафизика и просто искусство ради искусства.

Так, например, ныне покойный украинский художник Александр Гнилицкий занялся ироническим переосмыслением культурных и идеологических клише. К этой серии относится, например, его представленное на выставке «Незалежні» знаменитое полотно «Штирлиц с обезьянкой» (2003). То же самое делал и уже упомянутый Ройтбурд, образцовый постмодернист, обыгрывающий в своих работах множество знаменитых мифов, от библейских до советских. Илья Чичкан, взявший на себя роль enfant terrible украинского современного искусства, откровенно хулиганил. То рисовал осла в спортивных штанах с тремя полосками («На тренировке», 2003), то предоставлял посетителю возможность настучать за настоящим теннисным столом шариком по физиономии седобородому дедушке Фрейду (инсталляция из серии «Игры разума», сделанной в 2006 году при участии российской группы художников «Синие носы»).

Были, конечно, и исключения из этого правила. Так, представленные в «Арсенале» украинские абстракционисты Анатолий Криволап и Тиберий Сильваши и в 1990-е и в 2000-е занимались прежде всего нефигуративной цветовой живописью, не гоняясь за модой. А Виктор Марущенко в фотосерии «Донбасс — страна мечты» (2002–2003) продолжил традиции сурового реализма 1990-х годов. Тяжелый труд шахтеров в нелегальных копанках, их немытые тела должны шокировать привыкшего к комфорту жителя столицы.

Но в любом случае большинство художников того поколения, несмотря на стилевые и жанровые отличия, объединяла одна черта — все они были интернационалистами по своей художественной манере и почти все, если говорить о жизненном опыте, людьми, сформировавшимися в СССР. Рождение и взросление независимой Украины происходило у них на глазах, навсегда наградив их иммунитетом к придумываемым отечественными политтехнологами пропагандистским историческим мифам.

А потом пришло новое поколение художников. Они тоже представлены в проекте «Незалежні». Им за двадцать, независимую Украину они воспринимают как данность, а трудности ее рождения и первых лет помнят смутно, объясняя их пропагандистским штампом «наследие совка». Что же касается Советского Союза, плотью от плоти которого сегодняшняя Украина продолжает оставаться, то о нем они знать вообще ничего не хотят и даже бравируют этим незнанием. Самое интересное, что при этом они даже не подозревают, насколько похожи на юных советских комсомольцев и большевиков 1930-х, для которых Российская империя до 1917 года была некоей исторической «черной дырой», причем «черной» во всех смыслах.

Но больше всего в этой молодежи настораживает то, что Украину они полюбили тогда, когда она сама стала брендом — локомотивом, который может вывезти художника если не к международному успеху (тот период сразу после Майдана продлился недолго), то к скромному благополучию в национальном масштабе. Хотя это может быть и совпадением…

Красота и доброта

Организаторы проекта включили в него работы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к дате. В самом деле, какое, казалось бы, отношение к 20-летию украинской независимости имеет картина украинского художника старшего поколения Александра Сухолита «Мать с ребенком»? Или, например, кувыркающийся обнаженный мужчина на холсте представителя поколения молодого Артема Волокитина?

Да самое прямое. Ведь на выставке речь идет не об абстрактной стране, а о нас самих. О жителях этой страны. И, опять же, не об абстрактных украинских гражданах, а о живых людях из плоти и крови. О том, чему мы радуемся и чего боимся, каков мир наших снов и тайных желаний, о чём мы вспоминаем и чего хотим от будущего.

И это гораздо важнее того, какая политическая партия находится у власти, когда художник пишет картину, делает фотографию или инсталляцию. Кто, например, кроме историков, помнит имена правителей Флоренции тех времен, когда Сандро Боттичелли создавал в этом городе в XV столетии свои великие полотна? А ведь как раз в ту пору там совершались выдающиеся политические события — горожане изгнали династию Медичи и восстановили Флорентийскую республику, в которой правил выборный Большой совет, а христианский проповедник и, как бы мы сейчас сказали, популист Джироламо Савонарола боролся с местными олигархами. Боттичелли не стоял в стороне от политики, однако в веках остался автором «Весны» и «Рождения Венеры», воплотивших идеал женской физической и духовной красоты.

Понятно, что масштабы итальянского Quattrocento и украинского contemporary art несравнимы. Но в любом случае отображение внутреннего мира человека остается во все века одной из главных задач живописи, что бы там сегодня ни говорили некоторые деятели от искусства, ищущие выгодные маркетинговые ниши.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана
Такие разные музейные истории
С должности директора российского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) ушла на почетный, но безвластный пост президента этого музея его бессменный руководитель с 1961 года Ирина Антонова



   карта сайта
Публикации
40 лет ХАЭС – история и перспективы 29.09.2017
ICО- как инвесторы зарабатывают тысячи процентов прибыли за несколько месяцев 05.09.2017

Новости компаний
Мобильное приложение FREEPLEE – инновации в торговле и рекламе Мобильное приложение FREEPLEE – это простая, бесплатная, но в тоже время очень интересная лотерея, которая позволяет... 17.10.2017
Киевская фабрика «Дом Солнца» 14.10.2017
Переводчик — не предатель: правильный перевод документов для вашего бизнеса Работаете с зарубежными партнёрами? Значит, вам регулярно требуется перевод деловых, юридических, технических текстов в... 12.10.2017
Как не ошибиться с выбором обуви в интернете? Часто бывает, что именно в интернете удается найти какой-то интересный вам товар по привлекательной цене. Однако если... 26.09.2017
Lightfield — качественное пространство для фотографов в Киеве и фотоуслуги для всех желающих Студия Lightfield — это не только аренда просторных залов и оборудования, но и предоставление услуг для всех, кто... 26.09.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX

E-MAIL рассылка
Укажите адрес электронной почты
для оформления подписки

Последний номер #32-33(400) 23 СЕНТЯБРЯ
Тема недели
От редакции
Украинский бизнес
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
РАССЛЕДОВАНИЯ
Крюковать или хюндаить?
РАССЛЕДОВАНИЯ
Родник для фотона
РЕПОРТАЖИ
Берут на снежную пушку
РЕПОРТАЖИ
Международный бизнес
Трудно быть брендом
ЛИЧНОСТИ
Экономика и финансы
Центробанк-полицейский
ЛИЧНОСТИ
Консервативный либерализм
ЛИЧНОСТИ
Сколько стоит босс?
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Великая банковская эмиграция
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Политика
Тысяча и вторая волна
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Государства третьего тысячелетия
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Гиперболоид президента Януковича
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Общество
Стена теперь внутри
МИРОВОЙ ПОРЯДОК
Больница из прошлого
РАССЛЕДОВАНИЯ
Чемпионат разврата
РЕПОРТАЖИ
Наука и технологии
Сланцев бряг
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Культура
Зависимые независимые
ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ
Регионы
Труба безысходности
РЕПОРТАЖИ






Главная Реклама на сайте RSS Подписка О журнале Архив Форум Эксперт Конференции
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2017 Эксперт.UA   Реклама на сайте