Новости
Ученые во всем мире внимательно следят за китайской космической станцией Tiangong-1, которая в ближайшие месяцы упадет в атмосферу Земли Станция упадет в промежутке между 17 марта и 21 апреля. 16.01.2018
Сеть взорвало видео о летающем над Мексикой гуманоиде (ВИДЕО) Необычное видео о «гуманоидном НЛО» над Мексикой стало вирусным, вызвавшим много комментариев от скептиков. 16.01.2018
Австралийские палеонтологи обнаружили останки динозавра, который был размером с индейку Названный в честь палеонтолога Дэвида Пикеринга, новый вид динозавров Diluvicursor pickeringi был найден в скалах... 16.01.2018
Извержение вулкана Агунг на Бали в 1963 году - как это было (ФОТО) Невероятные фотографии показывают разрушительное воздействие извержения вулкана Агунг на индонезийском острове Бали в... 16.01.2018
Скандальная Ани Лорак вернулась в "творческой эмиграции" в Киев Работающая в России украинская певица Ани Лорак приехала в Киев для подготовки к новому шоу. 16.01.2018
В Украине провели испытания нового зенитно-ракетного комплекса отечественного производства (ВИДЕО) Отечественная компания «Радионикс» и государственное конструкторское бюро «Луч» успешно провели пуски ракет из... 16.01.2018
Скончалась солистка ирландкой группы The Cranberries Умерла солистка легендарной ирландской группы The Cranberries Долорес О’Риордан. 16.01.2018
Американский генерал считает , что о намерениях России можно судить по ее действиям – войне в Грузии и Украине Россия является величайшей угрозой в Европе, а НАТО делает все для ее сдерживания, заявил глава Объединенного комитета... 16.01.2018
Стало известно о пострадавших во время взрыва дома в Бельгии 16.01.2018
Курс евро впервые установил абсолютный антирекорд в Украине (ИНФОГРАФИКА) Официальный курс доллара во вторник составляет 28,56 гривны. 16.01.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото38259.244+0.586
Серебро494.935+1.308
Платина28310.555+1.129
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.00027.37528.568
EUR33.77533.35535.073
RUB0.5200.3480.507
$/баррельИзм., %Дата
BRENT69.57-0.98Jan
WTI64.0700-1.1706Feb
GAS OIL616.5000-0.3650Feb
Культура / №48 (97) 11 ДЕКАБРЯ 2006
Зарабатывать телом    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
Современный сценический танец вполне может стать одним из факторов культурного туризма в Украине и повысить рейтинг отечественного искусства за рубежом

Cовременный танец или сontemporary dance, как его называют специалисты, — жанр театрального искусства, который сегодня в мире развивается наиболее динамично. Подчеркиваем, театрального, а не эстрадного. В этом году одним из главных событий престижного европейского театрального фестиваля в Авиньоне стал часовой танцевальный спектакль «Без возврата», поставленный по мотивам «Моби Дика» — шедевра американской прозы позапрошлого века. При этом постановщика спектакля Франсуа Веррэ и шестерых его танцоров ничуть не смутило, что в истории литературы роман Германа Мелвилла относится к числу сложнейших философских произведений. Не смутило это и гостей Авиньона, которые давно привыкли к тому, что современный танец не только приобретает все большее значение в программе фестиваля, но и берется выразить на сцене самые серьезные проблемы человеческого существования.

Главное условие — свобода

Более того, современный танец стал одним из инструментов человеческого самосовершенствования. В этой ипостаси, выходящей за рамки искусства, сontemporary dance наиболее известен среди украинцев, занимающихся в клубах контактной импровизации, то есть танцевальной техники на стыке психотерапии и танца. Таких, как один из самых известных в Украине клубов «Контакт», руководимый бывшим исполнителем народных танцев Русланом Сантахом, который нашел оптимальную форму сложного синтеза танцевального искусства и восточных философий. По внешнему виду контактный танец — нечто среднее между балетом и айкидо, где человеческие тела то сливаются в найденном на секунду балансе тел-противовесов, то распадаются, чтобы через мгновение слиться вновь. Контактная импровизация учит чувствовать импульсы своего и чужого тела, дает танцорам свободу двигаться так, как им подсказывает момент, импровизировать в ответ на движение партнера. То есть является, по сути, моделью гармоничного общения. Вместе с тем контактная импровизация — это и сценическое искусство.

Правда, когда речь заходит о современном танце как искусстве, многие наши соотечественники путают его с подтанцовкой на эстрадных шоу. Или с эстрадным танцем, который, даже будучи суперпрофессиональным по уровню исполнения, к серьезному искусству имеет весьма отдаленное отношение. Этот устоявшийся стереотип уже пятый год разрушает ежегодный фестиваль современного танца Freedance, или «Свободный Танец», который ставит своей целью развить у украинцев понимание современного танца как сценического искусства. Традиционное место проведения фестиваля — Днепропетровск. Его официальным организатором, а также инициатором и генератором идеи продвижения современного танца в массы стал днепропетровский Центр современного танца и перформанса «Другие танцы». К нему присоединились Центр психологии движения и танца «Малюма и Такэтэ» (Киев), Гете-институт, Французский культурный центр, Агентство российских театров танца «Цех» и Арттерапевтическая организация.

«Целевая аудитория нашего фестиваля сначала была сугубо профессиональной. А сейчас приезжают и актеры, и режиссеры, и психологи, и танцоры-любители, самые разные люди из различных регионов Украины. Контактной импровизацией интересуются все, — говорит директор фестиваля ”Свободные танцы” Марина Лымарь. — Мы специально не делаем билеты дорогими, чтобы смогли прийти все желающие. И за пять лет наработали огромную днепропетровскую тусовку».

Теперь к этой тусовке присоединяются и киевляне. Недавно в столице в рамках профессиональной программы фестиваля прошли мастер-классы, которые проводили хореографы современного танца из Германии, Франции и России. Сразу после этого фестивальные мастер-классы перекочевали в Днепропетровск, где в виде заключительного аккорда состоялись еще и сольные выступления зарубежных звезд. Технику контактной импровизации представлял немец Йорг Хассман, хип-хопа — французский хореограф Салем Мухаджир, современного танца — россияне Владимир Голубев и Татьяна Гордеева. Поскольку занятия по различным танцевальным направлениям чередовались (например, танцовщики должны были переключатьсяс хип-хопа на импровизацию), участники мастер-классов смогли прочувствовать, что такое синтез техник, который является одним из главных признаков современного танца. Хотя в сontemporary dance не менее важны, чем синтез техник, естественное состояние тела, свободное движение без ограничений. Можно даже сказать, что свобода является главной характеристикой современного танца, что и подчеркивает название фестиваля.

Балет без правил

Свободное движение так важно для современных танцоров не только как один из способов самовыражения. Оно — основное преимущество сontemporary dance в конкуренции с его главным соперником как в искусстве, так и в шоу-бизнесе, понимаемом в широком смысле этого слова, — балетом. Оба эти понятия сегодня нередко смешиваются, и это отчасти логично. Ведь взаимопроникновение в мире танца — явление естественное. Недаром многие любители балета и даже искусствоведы употребляют термин «современный балет», имея в виду использование на сцене техник современного танца. Однако специалисты сontemporary dance предпочитают четко обозначать территориальные границы. «Эти понятия часто смешиваются, — говорит один из наших собеседников. — Да, труппы современного танца могут называться ”современным балетом”. При этом слово ”балет” здесь относится к обозначению коллектива танцовщиков, а не к их технике». Современный танец может включать балетную технику. Ведь классическую танцевальную базу никто не отменял, и букварь остается букварем. Однако современный балет не является современным танцем, а остается видоизмененным классическим балетом, который ищет новые пути развития.

Такая ревность адептов современного танца к балету вполне объяснима. На протяжении многих лет совместного существования современных танца и балета последний находится в привилегированных условиях по двум главным причинам. Первая — давно сформированная традиция, помноженная на остатки советского представления о балете, которое хорошо сформулировал Владимир Высоцкий: «И даже в области балета мы впереди планеты всей». Вторая — финансирование государством репертуарных балетных театров. «Им дают деньги, нужно ставить какие-то спектакли. А что ставить — неизвестно. Креатива там нет, зато есть застой. В то же время в Украине до сих пор нет ни театров, ни профессиональных трупп современного танца. И современный танец государством не поддерживается», — объясняет Марина Лымарь.

Претензии такого рода вполне обоснованны: сontemporary dance обладает сегодня куда более широким спектром выразительных возможностей, чем балет. Он ведь и возник на Западе как ответ на балетную закостенелость или, как говорят сами танцоры, угрюмую балетную структурированность и ограниченность. В США пионерами танцевального модерна были Айседора Дункан и Марта Грехем. В Европе модерн в первую очередь зацепил Германию, что привело к развитию так называемого «экспрессионистического танца».

Сегодняшний сontemporary dance претендует на серьезность и драматизм. Современные танцоры чаще всего говорят со сцены на своем языке о таких серьезных вещах, как трагическая любовь, страдания, смерть. Причем нередко это им удается лучше, чем представителям балета. Почему? Один из наших собеседников высказался по этому поводу так: «На пальцах много не намудришь. На пальцах танцевать неудобно и противоестественно.

Современный танец не скован никакими правилами. Он одновременно и элитарен, и демократичен, конкретен и одновременно предельно абстрактен

Это не работа тела, это муки. А нужно ведь искать физику тела и двигаться за импульсом». Именно в этом главное преимущество современного танца: он не скован никакими правилами. Часто спектакли, поставленные в жанре современного танца, вообще бессюжетны. Просто физические импульсы, идущие со сцены, вызывают у каждого зрителя свой ответ. И в этом современный танец одновременно и элитарен, и демократичен, конкретен (что может быть конкретнее человеческого тела) и одновременно предельно абстрактен. Именно поэтому многие искусствоведы называют современный танец главным искусством будущего, видят в нем возможность синтеза других видов современного искусства (и сейчас танцоры нередко выступают на фоне демонстрируемой на большом экране видеопроекции). На авиньонский, берлинский, лондонский Dance Umbrella, финский Full Moon Dance Festival и другие фестивали современного танца съезжаются тысячи туристов, привлеченные названиями ведущих мировых профессиональных коллективов сontemporary dance.

Вместо пыльных па и фуэте

Однако среди лидеров мирового современного танца украинских коллективов нет. Одна из главных наших проблем в этом виде искусства — кадры. Нынешних украинских танцовщиков можно обвинять в «деревянности», в несвободе движений, но ведь такой свободе нужно целенаправленно учиться. В профессиональных вузах преподают то, что можно назвать современным танцем лишь условно. Скорее, это «шоу-подтанцовка». «Проблема в том, что возникает подмена понятий, — говорит Марина Лымарь. — Профессионалы сами не знают, что такое современный танец. Получается, что мы выпадаем из европейского танцевального контекста».

Чтобы получить этот танцевальный контекст, необходимо создать инфраструктуру обучения современному танцу на европейский манер, включающую стажировку у знаменитых танцовщиков и освоение самых различных техник. И это даже не столько система обучения, сколько система освобождения тела от устоявшегося классического понятия «танца как набора пыльных па и фуэте». Речь идет о возможности импровизировать, соединять вместе всевозможные танцевальные приемы, дать телу возможность быть естественным, раскрепощенным и говорить все, что ему вздумается. Важно научить танцовщика разговаривать телом, а не исполнять заученные связки. В формировании такой системы обязательно должны принимать участие сами молодые танцовщики, которые учатся в мастер-классах, ездят на стажировки в Европу и хотят знать больше о мировых танцевальных процессах.

Вряд ли при этом стоит рассчитывать на прямую финансовую поддержку государства, а вот спонсорская помощь здесь вполне реальна. Так, 80% бюджета фестиваля «Свободный танец» покрывается одной компанией — днепропетровской сетью кинотеатров «Киносистемы». Начало сотрудничества Марина Лымарь описывает так: «Пришел главный человек, посмотрел и удивился — мол, что это вы такое странное делаете? Однако впечатленный, решил участвовать в проекте».

Пока в фестиваль вкладывается больше денег, чем возвращается, но в перспективе он может стать коммерческим проектом. И это в первую очередь зависит от информированности публики. «У нас ведь очень умная публика, но ее нужно обучать, воспитывать», — говорит директор «Свободного танца» Лымарь. Доходность фестивалей современного танца — давняя европейская практика. При этом они приносят дивиденды не только организаторам, но и стране, в которой проводятся. В Европе фестивали современного танца уже стали одним из факторов культурного туризма. Для того чтобы этот процесс развивался и в Украине, необходимо строить свою инфраструктуру, которая будет заниматься обучением танцоров, просвещением публики, продвижением современного танца в молодежные зрительские аудитории. На помощь государства надеяться не стоит, хорошо бы заручиться поддержкой и сотрудничеством. А отдачу оно может получить очень серьезную. Вполне возможно, что через несколько лет какой-нибудь украинский коллектив современного танца сделает для международного имиджа своей родины больше, чем все исполнители гопака, вместе взятые. Инновации нужны нам не только в науке и технике, но и в культуре.



Автор: Екатерина Федоришина

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана



   карта сайта
Публикации
Украинские суды стали инструментом расправы. Сомнительное дело Карпенко 21.12.2017
Власть и оппозиция: рейдерский тандем на Днепропетровщине 30.11.2017

Новости компаний
Автономные вода, тепло и энергия – от профессионалов Инженерно-геологическая компания «Акватория» – известный на рынке Киевской области оператор по проектированию, бурению,... 26.12.2017
10 самых уродливых балконов Киева Балкон считается гордостью хозяев квартиры – ведь это помещение можно превратить в дополнительную комнату. В крайнем... 26.12.2017
Вязаные кофты для женщин - модные изделия от Наталка Вязаный трикотаж не теряет своей актуальности и ценности который сезон подряд, а особенно зимой. Ведь выглядеть стильно... 21.12.2017
45 лет неисчерпаемой энергии белоцерковских шинников – от прошлого к настоящему В начале шестидесятых годов ХХ века государственная комиссия СССР выбирала место для сооружения комбината шин и... 20.12.2017
Выбираем детские сапоги Выбирать обувь для ребенка на зимний сезон бывает мучительно сложно. Помимо широкого ассортимента и ценового разброса,... 15.12.2017
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Билеты в кинотеатр IMAX







Главная Реклама на сайте RSS Архив Форум
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Expert.UA
©2004-2018 Эксперт.UA   Реклама на сайте